Жизнь Александра Глазкова с детства была так насыщена событиями, что их хватило бы на жизненный путь многих других людей. Но случилось так, что все они вместились в судьбе одного человека, сделав его физически и духовно богаче, всесторонне развив его как личность.
Родился Александр Павлович во второй послевоенный год. Детские и юношеские воспоминания связаны с Бобруйским детдомом.
Было всякое, но если выделить главное, то именно там научили паренька самостоятельности, ответственности, не бояться любой работы. Через пятьдесят лет встретятся выпускники детдома и узнают, что за плечами у каждого интересная жизнь, что стали они настоящими людьми.
С оценкой «отлично»
В 1963 году в возрасте 15 лет Александр Глазков окончил школу и распрощался с детским домом. Нужно было выбирать самостоятельный путь в жизни. В те годы комсомольская молодёжь ехала на крупнейшие стройки страны, в те места, где возводились новые города, добывались полезные ископаемые, возникали новые предприятия. Он выбрал Гурьев, город на берегу реки Урал, почти что при впадении её в Каспийское море. Гурьев в то время означал то же, что Сургут или Новый Уренгой – места добычи нефти союзного значения.
– Больше мостов, чем у нас, только в Гурьеве, – шутит Александр Павлович. – Их там восемь. Одна часть города находится в Европе, вторая – в Азии. Там я увидел, что такое белое солнце пустыни.
В Гурьевском профессионально-техническом училище №11 он на отлично сдал экзамены и получил востребованную по тем временам специальность слесаря по ремонту нефтяного промышленного оборудования. Устроился на работу, а вскоре пришла повестка из военкомата.
Александр удивился тому, как пристально врачи его обследовали. С детства он рос здоровым парнем, закалённым от всяких невзгод. Не пугала его и предстоящая военная служба. Но как оказалось, судьба готовила ему очередной сюрприз. В военкомате сказали, что отбирают крепких здоровьем ребят для службы в отдалённые районы страны. Так что вскоре пришлось ему опять пересечь половину Союза. Служить направили в Североморск, на базу Северного флота. Город находился за полярным кругом. И если в Гурьеве он видел «белое солнце пустыни», то здесь, во время полярной ночи оно вообще не поднималось из-за горизонта. Весной тоже холодно, лето короткое, солнечных дней мало.
В воинской части его ещё раз обследовали, покрутили на центрифуге, остались довольны полученным результатом и … послали опять на учёбу. Александр Павлович и в мыслях никогда не представлял, что он будет машинистом башенного крана. В 470 учебном комбинате, как записано в удостоверении, которое бережно хранит Александр Глазков, он прошёл обучение и выдержал установленные испытания с оценкой «отлично». Ему была присвоена квалификация «машинист башенного крана БК-370». Вы представляете молодого парня в кабине башенного крана на высоте 30 метров во время свирепых ветров, дующих в Заполярье постоянно?! И какая ответственность нужна, прежде чем прикоснуться к кнопке управления. А он строил военные объекты: ангары, завод атомных подводных лодок и другие. В кабине крана на высоте было холодно, сложная работа изматывала, но он находил в себе силы ещё быть активным воином-комсомольцем. Вскоре на его гимнастёрке засиял нагрудный знак «Отличник военного строительства».
Служил Александр Глазков на Северном флоте почти три года, хотя более молодые ребята в конце 60-х годов уже призывались на два.
Строил Мосты и другие города
Вернувшись из армии, Александр Глазков продолжал учиться. На этот раз он приобрёл специальность газоэлектросварщика и вскоре приехал в Мосты. Он устроился на работу в ПМК-53, а жена Галина Дмитриевна трудилась на «Мостовдреве».
На Мостовщине Александр Павлович работал на строительстве многих объектов: строил универмаг и Дом быта в Мостах, школу в Струбнице, жилые дома. И по-прежнему активно участвовал в комсомольской работе. Первый секретарь Мостовского райкома комсомола Татьяна Колошейнова не раз награждала его, поручала ответственные дела. Одно из таких поручений опять круто изменило его жизнь
По комсомольской путёвке он и поехал на строительство Камского автозавода. Такие же путёвки получили ещё трое мостовчан: Иван Феоктистов, Вениамин Оскирко и Анатолий Шерефанович.
– Это был 1971 год, – вспоминает Александр Павлович. – В степи стояли вагончики. В декабре сдали три дома, возведённые в голом поле. Ветер, пурга, не раз толкали автомобиль, когда ехали на обед или с работы. Но масштабы будущей стройки впечатляли. Площадь КамАЗа (в настоящее время ПАО «КАМАЗ») должна была составлять 120 квадратных километров. Необходимо было построить комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, в том числе металлургическое, литейное производство, механосборочное, инструментальное – всего около десятка заводов.
Александр Павлович работал машинистом башенного крана. Смена длилась по двенадцать часов, включая субботы. Отдыхали только в воскресенье. Не только строил производственные объекты, но и первую школу в городе. А ещё занимался комсомольской работой. Ведь средний возраст строителей КамАЗа был 26 лет. Сюда ехала молодёжь со всей страны. Никто не ныл, все ударно трудились. В свободное время Александр Глазков принимал участие в работе комсомольской организации Набережных Челнов. Проводили много различных молодёжных мероприятий, поддерживали порядок в городе. Комсомольская дружина КАМаЗа была лучшей в городе. За активную общественную работу он имеет много наград. Их столько, что и не перечислить. В дни столетия комсомола мостовчане с интересом рассматривали их на выставке. За активную работу на стройке и участие в комсомольских делах он получил свою первую путёвку за рубеж. Со временем побывал в шести странах.
– На Каспийском море учился, на Баренцевом – служил, на Чёрном море отдыхал, – шутит Александр Павлович. – Туристом побывал на Кавказе, в Тянь-Шане, Карпатах и во многих других местах.
16 февраля 1976 года на КамАЗе был выпущен первый автомобиль. Праздновал это событие весь город. Александр Глазков был участником торжественного собрания, посвящённого выпуску первых автомобилей. К этому моменту была сдана первая очередь литейного завода, где он работал.
Не забывал и учиться. Поступил и закончил Челябинский монтажный техникум по специальности «техник-механик промышленного оборудования». Работал мастером, прорабом на литейном производстве. Ему было присвоено почётное звание «Ударник строительства КамАЗа».
И снова в Мостах
Приехав однажды в отпуск, Александр Глазков заглянул к тогдашнему генеральному директору ОАО «Мостовдрев» Николаю Слижу. Николай Никифорович расспросил его, кем и где работает, какие специальности имеет и пригласил на работу, пообещав в скором времени выделить жильё. Так Александр Павлович стал мостовдревовцем. Работал сварщиком, ему доверяли самые сложные задания. С течением времени получил жильё. В общей сложности трудился он в коллективе деревообработчиков десять лет. А после выхода на пенсию ещё десять лет работал на «Мостовском кумпячке».
Не сидит без дела Александр Павлович и теперь. Выступает перед молодёжью с рассказами о комсомольских стройках, о службе в армии, принимает участие в различных акциях, проводимых ветеранской организацией. В прошлом году, например, вместе с другими активистами садил сосёнки в городском парке.
Как бывшего сварщика, его попросили оказать содействие в строительстве городской церкви. Он варил купола, лестницу. Установленный перед церковью величественный крест тоже его работа.
Александр Павлович собирается принять активное участие в проведении референдума.
– Я хочу, чтобы наша Беларусь жила и процветала, чтобы мы гордились своей страной, – говорит Александр Глазков. – Старшее поколение показало, как надо трудиться на благо своей Родины. В Конституции говорится о сохранении этих традиций. Недавно от ветеранской организации я избран наблюдателем на один из городских участков. Проголосую сам и буду наблюдать за исполнением закона на участке.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад