
Ах, это страшное слово «сольфеджио»! Настоящий кошмар для всех музыкантов от шести до семнадцати лет. Парадокс, но в Мостовской ДШИ есть учитель, у которого на уроки по сольфеджио дети бегут с удовольствием. И это Татьяна Сафоник.
Внешность всегда обманчива: застенчивая поначалу собеседница рассказывает о любимом деле чувственно и проникновенно, а выразительные карие глаза начинают немного сиять. Только иногда сцепленные в замок руки выдают волнение: по словам Татьяны, она уже готовилась к поездке в Гродно в честь грядущего праздника ‒ Дня работника культуры ‒ и совсем не ожидала интервью.
О своих первых шагах в музыке преподаватель вспоминает так, словно это было вчера. В гостях у подруги она заприметила домру ‒ четырёхструнную («у них более глубокое звучание, нежели у трёхструнок»). Детское любопытство взяло верх ‒ и с тех пор любовь к инструменту и музыке не уменьшается. В музыкальную школу девочка пришла сама ‒ к вящей радости родителей. Правда, путь в музыке никогда не усеян розами, скорее уж терниями.
‒ Бывали моменты, когда я приходила к Надежде Николаевне Бартош в класс и плакала «мальвиниными слезами» ‒ хотела вернуть домру. Дескать, не успеваю я заниматься из-за учёбы в школе. Она же терпеливо утешала, звала на урок концертмейстера Алину Викторовну Гайдукевич, ‒ даже спустя столько лет Татьяна с лёгкостью называет своих учителей по имени-отчеству. ‒ Концертмейстер тоже подключалась к наставлению ‒ и уходила я совершенно другой, с верой, что всё получится.
Татьяна переняла ласковый подход своих первых педагогов, потому и обожает работать с детьми помладше («они очень искренние, чувствуют доброту и откликаются на неё»). Со старшеклассниками работать сложнее: с ними, как признаётся педагог, нужно иногда быть построже, а это, в силу природной мягкости, Татьяне удаётся далеко не всегда.
Так как именно она находит подход к детям в таком сложном предмете? Татьяна в корне не согласна с утверждением, что сольфеджио ‒ мука для ребятишек. Главное ‒ это подача.
‒ Конечно, если на первом уроке сухо рассказывать, что скрипичный ключ охватывает вторую линейку, то дети быстро заскучают. А если так… ‒ здесь девушка переходит на пение. ‒ Ключ скрипичный ноту «соль» обвивает как фас-о-о-оль!.. Спойте песенку, нарисуйте, расскажите сказку или историю, поставьте сценку со сценарием и костюмами ‒ способов очень много! С костюмами, кстати, мне помогает мама: сама шьёт их на дому.
Душа Татьяны больше тяготеет к христианской музыке, любит она и композиции из советских фильмов («после них на душе очень легко становится»). Ну и куда преподавателю сольфеджио без своего фаворита в классической музыке! Здесь впереди всех Сергей Рахманинов ‒ настоящий уникум музыкального мира, одна рука которого перекрывала две фортепианные октавы ‒ а это ни много ни мало более 30 см!
‒ В детстве ещё увлекалась литературой и поэзией, ‒ вспоминает Татьяна. ‒ Думаю, если бы не стала учителем музыки, то всё равно бы пошла в педагоги ‒ преподавала бы белорусский язык и литературу. Любимые поэты?.. На белорусском ‒ обожаю Кондрата Крапиву. Из советских… Окуджава, пожалуй. Высоцкого не люблю. Есть случаи, когда музыка вызывает внутреннее отторжение, которое невозможно объяснить. Ещё Блок очень нравится. Одно его стихотворение… Секунду… ‒ после нескольких попыток Татьяна декламирует несколько строк:
Жизнь – как море, она всегда исполнена бури.
Зорко смотри, человек: буря бросает корабль.
‒ Я даже положила его на музыку в 13 лет, ‒ вспоминает Татьяна, ‒ однако всё это затерялось: не было ведь тогда ни диктофонов, ни смартофонов.
…в мире, где многое находится не на своих местах, перевёрнутом с ног на голову, отрадно видеть человека, сходу встроившегося в жизнь, словно последний кусочек мозаики в сложный и причудливый пазл. Возможно, даже сама Татьяна не догадывается, но, когда поёт детям про «фа» и «соль», она снова и снова выстраивает свою жизнь ‒ как по нотам.
Виктор МОХАНЬ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад