Широкоформатная фанера европейского стандарта, ламинированная и водостойкая, используется в строительстве, автотранспорте, судостроении, вагоностроении, машиностроении.
«Мостовдрев» собирается выпускать широкоформатную фанеру. Для этого столько нового оборудования закуплено, столько взято кредитов! А чем она лучше той, что выпускается теперь? Ведь делается из того же сырья, только размер другой…» Такие вопросы поступили от наших читателей после нескольких публикаций о выпуске широкоформатной фанеры.
В том-то и суть, что и размер другой, и качество другое. Большая часть выпускаемой на «Мостовдреве» фанеры идёт на экспорт. А чтобы её покупали в Европе и Америке, необходимо чутко прислушиваться к тем требованиям и стандартам, которые там существуют. Если этого не сделать, фанеру они будут покупать в России или Китае.
Размер имеет большое значение. Ведь невозможно положить доску длиной в полтора метра на две балки, расстояние между которыми два метра?!На Западе очень широко распространено монолитное домостроение. Вот для него-то и нужна фанера, из которой изготавливается опалубка. Необходима фанера размером 1220 на 2440 миллиметров.
И не просто фанера, а ламинированная и водостойкая. Оборачиваемость такой на стройке – до 40 раз. Поэтому и ценится высоко: в несколько раз больше обычной, до 1000 долларов за кубометр. Увеличение затрат при производстве обычной и водостойкой небольшое: она просто покрывается плёнкой. В цехе уже делают фанеру толщиной 6, 9, 10, 12, 15, 18, 21 миллиметр – кому какая нужна. Отшлифованная до блеска, без единого сучка – смотрится она прекрасно!
Десятки тысяч фур развозят по Европе различные товары. Оказывается, к кузову такой машины и особенно к днищу существуют жёсткие санитарные требования. На пол такой фуры идеально подходит широкоформатная ламинированная фанера.Обивают ею и морские контейнеры, и вагоны западных железных дорог. Используется она в машиностроении и других сферах человеческой деятельности.
Довелось присутствовать на предприятии, когда там были голландцы. «Сколько выпустите широкоформатной фанеры, столько мы и готовы сейчас забрать»,— говорили они. А ведь сбыт продукции теперь самое главное. Выпускать её у нас научились, важно, что б не лежала на складе.
Новый вид фанеры уже выпускается, но на проектную мощность цех выйдет после Нового года. Пока здесь завершают монтаж нового оборудования, оно уже всё получено. Устанавливается новая сушилка, пресс для ламинирования, оборудование для шлифования, обрезки фанеры. Оборудование из Европы и Японии -- всё самое лучшее, современное. Так что в Мостах по сути появился ещё один завод. Явью это стало благодаря Указу Президента № 529 «О некоторых мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности», вниманию республиканских, областных и местных органов власти. Предприятие только из своих средств такой цех не построило б и не оснастило б его таким оборудованием, хотя и вложило немало миллиардов в этот проект.
В 1936 году варшавская газета писала, что «фанерный завод братьев Конопацких в Мостах — лучший на Европейском континенте». В 2010 году мы можем утверждать, что таких цехов, как этот, в Беларуси больше нет. Так сказал генеральный директор предприятия Сергей Борисович Ососов, вложивший немало сил и частичку своей души в этот грандиозный проект. Пожелаем цеху успешной работы. Пусть на всех континентах знают, что есть такие Мосты.
С. ЗВЕРОВИЧ
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад