Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноОбществоПроисшествия и безопасностьПроисшествия

За несколько секунд все деньги с карты «перекочевали» на другой счет. Обманутая мошенниками белоруска рассказала, как потеряла все средства на счете

За несколько секунд все деньги с карты «перекочевали» на другой счет. Обманутая мошенниками белоруска рассказала, как потеряла все средства на счете15 октября 2020 — 20:39

Куфар – крупнейшая площадка объявлений Беларуси, где многие продают и покупают вещи. До недавнего времени пользователи этого популярного сайта и не задумывались, что могут подвергнуть опасности собственные деньги и стать жертвами мошенников. А между тем случаев, когда обманным путем так называемые «покупатели» выманивают деньги у доверчивых пользователей, становится все больше в сводках.

В редакцию «Гродзенская праўда» обратилась Маргарита Новаковская (имя и фамилии изменены – прим.). Как и тысячи других пользователей Куфара, девушка решила продать за ненадобностью детские вещи и мебель. Установила на телефон мобильное приложение, успешно зарегистрировалась, разместила объявление и стала ждать продажи. Тогда девушка и не догадывалась, что вместо символической платы за вещи в объявлении она лишится всех денег с банковской карты. Но предвидеть печальный исход продажи ненужных вещей никто не мог. Уже буквально через полчаса после подачи объявления с Маргаритой связались «покупатели».

– В объявлении был указан мой мобильный, к которому привязан Вайбер. Через минут 20 после размещения объявления мне в вайбер практически одновременно – с разницей в пару секунд – пришли два сообщения. Одна из покупательниц – Мария, с милым рыжим котиком на аватарке, другая подписалась Аленой Звягинцевой. И обе хотели купить комплект мебели, – вспоминает девушка.

ьпрьп.jpg

Поскольку Маргарита оказалась не только наивной, но и справедливой, переговоры о продаже стала вести с той, которая написала раньше, пусть и на несколько секунд. Мария оказалась заинтересованной в вещах, спрашивала, из какого материала сделана мебель и для убедительности своих «добрых» намерений даже заявила, что мелкие царапинки не важны, ведь мебель не новая, и она все понимает.

– Мария спросила, не тороплюсь ли я с продажей, так как забрать покупку она может только в выходные. Я ответила, что не тороплюсь, но обозначила, что заинтересованность в объявлении есть и у других пользователей, – рассказывает Маргарита. – Она сразу попросила ничего не продавать и дождаться, пока посоветуется с мужем. И в эту же минуту объявилась вторая «покупательница» – Алена. Заверила меня, что готова отправить курьеров и забрать все прямо сейчас. Я даже не успела отреагировать, как вновь объявилась Мария и прислала очередное сообщение в Вайбере с таким текстом: «Все мы оплатили что бы вы не сомневались, мы приедем» (орфография и пунктуация сохранены – прим.) и прикрепила к сообщению ссылку и скриншот «оплаты». Естественно, я в недоумении: кому, куда оплатили? И эти же вопросы задаю собеседнице, на что получаю очередную ссылку, где якобы видна оплата.

6.jpg

По ссылке Маргарита перешла. И то, что увидела, не вызвало у нее никаких сомнений в правдивости слов Марии. Там была обычная страница Куфара: оформление, шрифт, цвета – все в точности как и на официальной платформе. То, что нужно было обратить внимание на адресную строку, где вместо нужного kufar.by было прописано kufar.vc, Маргарита поняла только потом. А тем временем девушке пришло еще одно sms-сообщение, где черным по белому было написано, что товар оплачен, и указана сумма.

1.jpg

– Честно говоря, какие-то мысли, что что-то не так, витали в моей голове. Но то ли усталость сказалась, то ли еще что, но бдительность я потеряла напрочь, – вспоминает Маргарита. – И начала действовать дальше: вводить все, что требовалось, проходя по ссылкам дальше. А нужно было ввести данные карты как при обычном переводе через М- или Интернет-банкинг. Запросили и CVC-код. Ввела и его. И даже вопросов никаких не возникло, я ведь его указывала всегда при покупке товаров с АлиЭкспресс или из Америки и никогда не сталкивалась с какими-либо проблемами.

изображение_viber_2020-10-15_14-42-29.jpg

Пройдя по ссылке далее, Маргарита наткнулась на очередное «послание» от злоумышленников. Якобы деньги переведены, но для их получения на банковской карте должна быть сумма, эквивалентная сумме оплаты товара, включая комиссию. Тем временем нужно было вновь вести код, пришедший по смс. Потом на сайте появилось окошко, в котором необходимо было ввести сумму остатка на карте. Казалось бы, вот здесь уже нужно было бить тревогу, но доверчивая девушка сделала все, как и запланировали мошенники и буквально через несколько секунд все деньги с ее карты «перекочевали» на какой-то другой счет.

– Да, виновата сама, но это не отменяет того, что злоумышленники должны быть наказаны, – считает Маргарита. – Как рассказали мне в колл-центре банка,за последние пару недель таких случаев в стране произошло огромное количество. Я поняла, что люди не знают и тоже «ведутся». Нужно об этом говорить, писать, рассказывать. Ведь у кого-то остаток на карте может оказаться в разы больше моего. Деньги уходят на иностранные счета. Вернуть их маловероятно, скорее – невозможно.

Девушка уверена, что в ее случае обе «покупательницы» действовали сообща. Выкинули этакий психологический маневр, где человек поддается ажиотажу, мол, «ого, сколько покупателей, уж один-то точно купит». Кстати, на следующий день та «Алена» в Вайбере стала просто номером иностранного государства.

пло.jpg

– А мне, в свою очередь, пришлось в тот же вечер блокировать карту, на следующий день менять ее, ставить в «стоп» ту «опальную», кстати, и то, и то – не бесплатно, запоминать пароли, менять все в привычных своих системах онлайн-оплаты, ну и, конечно, пить валерьянку, – поделилась Маргарита. – А ведь нужно просто быть бдительными и не умалчивать подобные проблемы в СМИ, периодически напоминать о них, чтобы люди знали, что мошенники не дремлют.

К сожалению, эта проблема действительно «утонула» в других информационных поводах. И нет, дело здесь не в СМИ – подобных на эту статей в разных изданиях можно найти сотни. Просто многих сейчас больше интересует другая информация: «полезней» ведь почитать в Telegram-каналах очередные фейки, чтобы создавать из них новые. А мошенники понимают, что люди думают о другом и спокойно пользуются ситуацией. Но молчать об этом, конечно, не стоит. Как не стоит забывать и том, что такой же жертвой злоумышленников может оказаться любой из нас.

Основные правила безопасности от разработчиков платформы Куфар:

1. Совершайте все действия на Куфаре: общение в чате, перевод денег на карту, использование доставки.

2. Убедитесь, что вы на Куфаре: безопасней всего заходить на Куфар напрямую — по адресу https://www.kufar.by/ или через приложение для Android и iOS.

3. Не переходите по ссылкам, которые вам высылают в Вайбере, Телеграме, WhatsApp. Особенно если эти ссылки выглядят как ссылки на Куфар, как ссылки на Белпочту, или интернет-банк вашего банка. Воспользоваться услугами этих сервисов можно на их официальных сайтах. Чтобы попасть на официальный сайт, сами вписывайте адрес сайта в поисковую строку.

4. Не сообщайте никому sms-коды, которые приходят от Куфара.

5. Не сообщайте никому коды из sms-сообщений от вашего банка.

6. Не сообщайте и не вписывайте трехзначный код (CVC/CV2) с обратной стороны банковской карты.

7. Не сообщайте свои паспортные данные даже под предлогом перевести вам денежный платеж.

8. Не переводите деньги за призы и подарки.

9. Не переводите предоплату за товар с подозрительно низкой стоимостью.

10. Не сканируйте QR-коды, которые вам присылают.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

 


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио