Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноГод малой родиныГод малой родиныСоциумОбщественная жизньБлоги наших журналистовСтанислав ЗверовичЛюди нашей МостовщиныЛюди нашей Мостовщины

За что житель деревни Большие Степанишки Константин Пикалович получил знак «За мужество»

За что житель деревни Большие Степанишки Константин Пикалович получил знак «За мужество»10 июля 2020 — 10:03

Это событие произошло около шестидесяти лет назад. Но в памяти мостовчанина Константина Пикаловича оно оставило неизгладимый след. Не думал  сельский паренёк,  что будет участвовать в испытаниях ядерного оружия. В те годы в его родных Миклашевичах о нём даже не слышали.

А попал на эти испытания он благодаря своей специальности. Окончив восемь классов Сухиничской школы, остался работать в своём хозяйстве. Смышлёного паренька приметил бригадир и предложил ему поработать в столярной мастерской. Было тогда Константину всего пятнадцать лет. Но за три года до призыва в армию он прошёл хорошую школу столярного дела. Старые мастера научили его всему, что умели сами. Он запросто мог сделать колесо для телеги и окно в деревенский дом. Специальность «столяр» ему и записали при призыве в армию в райвоенкомате. «Пойдёшь служить в строительные войска», – сказали на призывной комиссии. Паренёк надеялся многому научится на военных стройках. Но совсем не думал и не гадал, куда занесёт его судьба.

В июле 1959 года Константин Пикалович стал военнослужащим. Много позже он узнает, что это был спецпризыв деревенской молодёжи в строительные войска, большую часть которого направили служить на север, на остров Новая Земля.

Но сначала был Североморск, где из молодых ребят был сформирован 831-й военно-строительный отряд. Воинов здесь готовили к сложным условиям службы.

Всё новым и необыкновенным было для юноши из Мостовщины. И короткий северный день, и бескрайние почти безлюдные просторы, и то, что земля была мёрзлая даже поздней весной.

Вскоре их отправили на Новую Землю. Местом дислокации была выбрана территория в районе пролива Маточкин Шар. Там на огромной площади разворачивался фронт работ по подготовке боевого поля для испытания ядерного оружия. Константин знал, что будет работать на полигоне. Ранее здесь уже проходили испытания такого рода бомб. Но теперь, судя по масштабам работ, готовилось нечто грандиозное. А вскоре солдаты 831-го военно-строительного  отряда прочитали в военной газете «Красная звезда», что руководитель государства Никита Хрущёв рассказал на XXII съезде КПСС о предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы. Так СССР  собирался ответить на ядерный шантаж США. Американцы тогда имели безусловное превосходство по ядерным вооружениям. Военнослужащие догадались,  где  произойдёт это испытание. Моральное напряжения было очень большим.

В конце октября 1961 года всех строителей сняли с объектов и направили в огромную долину. Однажды   предупредили: будет атомный взрыв, всем зарыться в землю.

Через много лет Константин Пикалович узнал, что 30 октября 1961 года на Новой земле была взорвана самая мощная атомная бомба,  которая впоследствии была названа «Царь-бомбой». Её взорвали в воздухе на высоте около 4 километров. Вспышка была видна за тысячу километров. Ядерный «гриб» взрыва поднялся на высоту 67 километров. Взрывная волна трижды обогнула земной шар.

При том взрыве физически солдаты и офицеры 831-го военно-строительного  отряда не пострадали. Но никто не знал тогда о радиации и других последствиях тех взрывов. С каждого военнослужащего была взята подписка на 25 лет о неразглашении военной и государственной тайны. Константин Пикалович никому не рассказывал, где служил и что видел, даже родным и близким. Не имел он права об этом рассказать и врачам.

Впервые об «атомных солдатах» заговорили во время перестройки. А вскоре в России возникла общественная организация бывших военнослужащих подразделений особого риска, принимавших непосредственное участие в создании и испытании ядерного щита безопасности государства. Её руководство наградило Константина Пикаловича знаком «За мужество. «В память о испытаниях ядерного оружия».

И вот события 30 октября 1961 года перестали быть секретом. Константин Антонович получил справку из Мостовского райвоенкомата о том, что с июля по ноябрь 1961 года принимал непосредственное участие в воздушных испытаниях ядерного оружия на Новоземельском полигоне. Ему выдали удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС,  других радиационных аварий. Как лицо, принимавшее участие в испытаниях ядерного оружия, получает он и прибавку к пенсии.

После армии Константин Антонович всё также работал столяром на строительстве гродненского «Азота», а, женившись на мостовчанке, переехал в Большие Степанишки. Трудился в ремонтно-строительном управлении №8, в Мостовском МОКОСНе. В трудовой книжке записано немало поощрений.

 – Мне нравится, как живёт и развивается наш город Мосты, – говорит ветеран труда, который в сентябре отметит своё 80-летие, – какой он чистый и уютный. Нравятся праздники, которые проводятся здесь. Всё время появляются новые магазины, что для пожилых людей очень важно. Здания бывшего МОКОСН, где я работал много лет, переданы РУП ЖКХ. Все они приведены в порядок, отремонтированы, людям созданы хорошие условия труда.

Станислав ЗВЕРОВИЧ

Фото автора


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио