ВСТРЯХНУТЬ ВУЗЫ. Какие проблемы накопились в сфере высшего образования и как их решить
Рабочий график Президента Беларуси всегда весьма насыщен событиями. Александр Лукашенко проводит совещания и рабочие встречи по наиболее актуальным вопросам развития страны, регулярно бывает в регионах, совершает зарубежные визиты и сам принимает иностранных гостей, общается с журналистами, подписывает указы и законы. И даже когда публичных мероприятий нет, это совсем не значит, что глава государства не работает. Впрочем, и во время отдыха, будь то хоккейная тренировка или рубка дров, Александр Лукашенко нет-нет да и найдет повод для очередного поручения. Как он любит говорить, надо во всем идти от жизни. Проект "Неделя Президента" для тех, кто хочет идти в ногу с главой государства, быть в курсе самых актуальных заявлений и решений белорусского лидера.
- ВСТРЯХНУТЬ ВУЗЫ. Какие проблемы накопились в сфере высшего образования и как их решить
- ВЕРИТЕЛЬНЫЕ ГРАМОТЫ. С какими странами Беларусь готова к диалогу по любым вопросам
- ЖЕСТКИЙ РАЗГОВОР. Почему Лукашенко назвал работу Белкоопсоюза политическим вопросом
- РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕЛЬЗЯ. Чем важен "монолит народа", где задержали диверсантов и кто хочет разделить Беларусь
- ПРЕЗИДЕНТСКИЙ УКАЗ. Какие важные документы на неделе подписал Лукашенко
- О задаче превзойти себя и смене поколений
- О пяти главных проблемах
- О живом слове в работе с молодежью
- Об итоговых поручениях: рабочая группа и срок до 1 сентября
Лукашенко ориентирует на обеспечение качества в высшем образовании, а не на очередные новации
Основные направления развития других ступеней образования уже определены. "С детскими садами определились: там хватает проблем, но знаем куда идти. Со школой, вступительными экзаменами - тоже. Настало время вузов", - подчеркнул глава государства.
В последнее время Президент достаточно основательно вникает в тему вузовского образования. Серьезный разговор на этот счет был начат еще в августе 2023 года во время посещения Белорусского государственного университета. Теперь пришло время обсудить имеющуюся проблематику в масштабе всей страны. С этой целью Александр Лукашенко 13 февраля провел встречу с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.
"Самое важное - мы сохранили преемственность и качество классического образования. Был риск кинуться в реформы и эксперименты. Нас очень активно пытались втянуть в них деятели различных зарубежных фондов. Это делалось не случайно. И, давайте откровенно говорить, кое-где мы туда вступили, - отметил белорусский лидер. - Будем честными: советская высшая школа дала миру гениальные открытия, прославленные на весь мир имена. Тогда полученные в наших вузах знания были на вес золота. И сейчас в Беларусь едут учиться, потому что мы сохранили лучшие советские традиции".
В Беларуси сейчас учатся около 30 тыс. человек из более чем 100 стран, количество вузов выросло с 33 до 50 (в том числе открыты новые в регионах), а студентов в них стало больше в полтора раза. Обновляется материально-техническая база, строятся новые корпуса и общежития…
"Сделано для сферы высшего образования много. Созданы условия. Научные школы, интеллектуальный потенциал сегодня бережем как зеницу ока. Поэтому мы все - абитуриенты, студенты, их родители, наши предприятия и организации, да и я в том числе - вправе ожидать отдачи", - подчеркнул Александр Лукашенко.
О задаче превзойти себя и смене поколений
По словам Президента, стоит задача встряхнуть вузы: образование, науку - все, чем там занимаются. Тем более что девиз объявленного в Беларуси Года качества - превзойти себя. "Чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить. То есть поднимаем планку требований к себе и честно признаем, где недоработали", - сказал глава государства.
Необходимость этого диктуют и вызовы сегодняшнего дня - сама жизнь ставит принципиальные и острые вопросы. "Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений. Треть века назад нам удалось пройти по краю пропасти, не свернув с дороги, которую прокладывали наши предки. Посмотрите на тех, кто свернул с этой дороги, - Прибалтика, Украина и другие. Загублены промышленность и сельское хозяйство. Куда готовить кадры? Понятно: для тех стран, на чьи подачки живут. Вот такая национальная идея. Это не наш путь", - сказал Александр Лукашенко.
На встрече Президент подчеркнул, что без науки и образования не может быть никакого качества. "Науке надо уделить первостепенное внимание. Нужно спланировать мою работу в вузах, Академии наук, научных учреждениях", - поручил он.
По его словам, в этих целях в том числе необходимо переориентировать финансирование и денежные потоки, где необходимо. "Но только под конкретный результат. И жесточайший спрос за исполнение", - предупредил глава государства.
О пяти главных проблемах
Александр Лукашенко на встрече с ректорами вузов назвал пять главных проблем, характерных для системы высшего образования. Глава государства напомнил, что на совещании по актуальным вопросам деятельности БГУ 25 августа он обозначал ряд проблем в системе высшего образования. Президент поинтересовался, что было сделано с того времени для их решения, и конкретизировал наиболее актуальные проблемные вопросы. Они касаются, в частности, востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, а также идеологической и воспитательной работы со студентами.
Первая проблема, обозначенная Президентом, - разрыв между спросом и предложением на рынке труда. "Упаси вас господь готовить то, что нам не нужно в стране", - предупредил Александр Лукашенко.
Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии - это непозволительная роскошь для государства. "Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление", - сказал глава государства.
Министр образования рассказал о возможностях ранней профориентации школьников
Александр Лукашенко ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.
Вторая проблема - стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция есть, но она не катастрофическая.
Глава государства спросил присутствующих, является ли это некой модой или объективным выбором. "Это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь?" - поставил он вопрос.
И здесь разговор не о запретах, а прежде всего о повышении качества, привлекательности, престижности и узнаваемости своего - отечественного образования. И в этой работе нет мелочей. Важно все - как как выстроена работа вузов со школами, как они презентуют себя выпускникам, как взаимодействуют с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров. Речь шла также о качестве учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение.
"У меня есть данные: чуть ли не половина студентов сегодня недовольны качеством образования. Мы опросили и старшекурсников, и первокурсников. Вы чем там занимаетесь? Докладывают, вы не успеваете за технологиями, молодые специалисты доучиваются на производстве, - обозначил проблемные моменты глава государства. - С другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где их, заказчиков, участие в процессе обучения? Почему производственники сами не идут в аудитории? Вопросы всем: ректорам, отраслевым министрам и прежде всего правительству".
Президент констатировал, что молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание, и это третья проблема для системы высшего образования.
Александр Лукашенко не исключает, что при должном распределении кадров и преобразовании обучающих программ дефицита преподавателей не будет, а скорее, наоборот, возникнут дополнительные незадействованные кадры. Это в первую очередь сфера ответственности ректоров вузов, которые должны инициировать как обновление программ обучения, так и усилить спрос с преподавателей. "Если преподаватели хотят большую заработную плату, как на Западе, так надо и работать, как на Западе, - с утра до ночи (особенно молодежи), чтобы заработать", - заметил он.
Касаясь проблемы старения профессорско-преподавательского состава, Александр Лукашенко подчеркнул, что дело не столько в возрасте. Никто не говорит, что возрастные преподаватели - это плохо. Но важно уже сейчас видеть достойную будущую смену. И решение этого вопроса во многом в руках самих ректоров, равно как и новые методики и программы преподавания. "Начинайте вертеться, крутиться. Вы знаете самые современные образцы и уровни образования. Сделайте у себя лучше. Вот и Год качества", - призвал белорусский лидер.
Одновременно Александр Лукашенко предостерег от недопустимости снижения планки требований к соискателям на получение той или иной ученой степени. "Лишь бы кандидаты, лишь бы доктора - они нам не нужны, - сказал он. - Никакого здесь послабления быть не должно. Нам не нужны диссертации ради диссертаций. Пускай будет меньше, но это будут настоящие ученые".
Четвертая проблема касается кадрового и мировоззренческого подхода в вузах. Президент высказался прямо, не обходя острые углы: "Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей. Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны. Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы и нашу политику, государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей "режима", то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решений".
"Это ваших студентов, одурманенных западными ценностями, мы видели на площадях в 2020-м. И многие "смыслы", которые их вывели на улицу, были заложены, к сожалению, в ваших аудиториях", - добавил глава государства.
Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью: "Махровейший бюрократизм! Все для отцепки: и молодежные организации, и профсоюзы, и студенческие советы и прочее!" По этому поводу у Президента много вопросов к вузам, Министерству образования, правительству, Администрации Президента, молодежной организации: "Прекратить этот формализм. Никому ничего для галочки не нужно".
"О чем говорить, если отдельные преподаватели, мягко говоря, сами не являются образцами патриотизма. Что мы можем требовать от студентов, если, например, профессор не может или не хочет компетентно ответить им на сложные жизненные, политические вопросы? - риторически спросил глава государства. - В такой ситуации никакие концерты, шоу-программы и прочие флешмобы не научат детей искренне любить Родину, уважать старшее поколение, беречь историческую правду". Да и ярких мероприятий на уровне вузов, которые бы стали событием и сплотили молодежь, по словам Президента, не наблюдается.
О живом слове в работе с молодежью
Александр Лукашенко подчеркнул, что в работе с молодежью важен не формальный подход, а реальные интересные мероприятия. "Как говорят: "Ну, не каждый должен быть в БРСМ". Не каждый там будет, естественно. Не хочет и прочее. Но бороться БРСМ должен за каждого. Но не просто прийти там, сказку какую-то рассказать или затащить силой, а своими мероприятиями. Нормальными, неформальными. Не только для того, чтобы в телевизоре посмотрел Президент или еще кто-то. Надо не формально", - подчеркнул белорусский лидер.
"Надо не формально". Лукашенко рассказал, как видит работу БРСМ и других молодежных объединений
При этом различные молодежные объединения, будь то на базе БРСМ, профсоюзов, студенческих советов при вузах и так далее, должны не дублировать работу друг друга, а действовать вместе - каждое в своей сфере.
С различными фейками и дезинформацией Президент посоветовал бороться живым словом и активной общественной работой. Сейчас, например, много вызовов исходит из интернета, но не меньшие опасности в будущем может таить в себе и недобросовестное использование возможностей искусственного интеллекта, и к этому нужно быть готовыми.
"К людям надо идти. У нас управляемая страна, мы можем достучаться до каждого. Прийти и опровергнуть то, что они увидят (в своих смартфонах. - Прим. БЕЛТА), - советует глава государства. - В это поле переходит борьба. Там и политика, и финансы. Все будет там. И выборы, и невыборы. Поэтому нам надо готовиться здесь работать".
"Поэтому надо окунуть молодежь в живую работу. Живое слово - взял повел, и они будут тогда верить тебе. Мы от этого (современных технологий и интернета в том числе. - Прим. БЕЛТА) избавиться не можем. Тем более интернет и большое положительное имеет значение. Это огромное подспорье и помощь. Но надо уметь работать прежде всего с молодежью - теми, кто пороха не нюхал. И мы от этого никуда не денемся", - сказал Президент.
Об итоговых поручениях: рабочая группа и срок до 1 сентября
Главный ориентир и задача - качество. "Наша молодежь должна учиться и работать здесь. И прекращайте бегать ко мне с какими-то очередными новациями. Народ разброда и шатания в образовании не примет. Поэтому тихо, спокойно работаем в вузах, - сказал Президент. - Программы, учебники, преподаватели. И выходит здоровый нормальный выпускник, который может работать в тех сферах производства, где он мечтал до поступления.
Лукашенко поручил до сентября решить все выявленные в высшем образовании проблемы
Для реализации поставленных целей к 1 сентября ректоры вузов вместе со своими коллективами должны принять необходимые решения: "Здесь члены правительства, высшие должностные лица присутствуют и ректоры вузов. Организуйте это. Спрос будет серьезным. До 1 сентября мы должны на моем уровне собраться. И вы мне должны и показать, и доложить".
Президент поручил создать рабочую группу для проверки системы образования по аналогии с тем, как это было недавно с системой здравоохранения. "Нам надо, Андрей Иванович (министр образования Андрей Иванец. - Прим. БЕЛТА), группу, как в здравоохранении, создать и проверить вузы. Надо их встряхнуть. Закостенели до неимоверности!" - сказал глава государства. В первую очередь Александр Лукашенко потребовал обратить внимание на содержание и качество программ обучения и рассмотреть возможность сокращения времени подготовки по отдельным специальностям.
Особое внимание глава государства обратил на качество учебников. Их надо привести в порядок, изложив информацию нормальным, доступным для учащихся языком. "Давайте дадим по учебнику каждому ректору. Пусть он организует написание этого учебника", - предложил он.
Президент активно интересовался всеми проблемами, которые имеются сегодня в системе высшей школы, и тем, чего не хватает для их решения. Были затронуты темы финансово-экономической составляющей деятельности вузов, стоимости платного обучения и рентабельности работы учреждений высшего образования.
Много говорили о целевой подготовке, дополнительном профильном вузовском образовании для тех, кто уже работает в той или иной сфере. Глава государства обозначал проблемные аспекты в том числе исходя из личного опыта, когда учился в сельхозакадемии по экономическому профилю. Александр Лукашенко считает важным, чтобы завышенные требования и перегруженные программы не отпугивали потенциальных студентов. "Вижу заведующую фермой, которая поработала немножко после колледжа. Прекрасный специалист! Но к вам она не пойдет - она боится вашей программы, она боится учиться в этой академии, - привел пример глава государства. - Упрощаться не надо. Но надо предложить то, что им нужно".
Иванец: важно учить студентов тому, что им понадобится во время работы на производстве
В целом же Александр Лукашенко ориентирует отходить от формализма. Это касается всех аспектов - процесса учебы в вузе, вступительных экзаменов, отбора перспективных студентов, подходов в работе с молодежью и закреплении кадров. Требование одно - сделать лучше, чтобы завтра не потерять привлекательность белорусского образования. "Надо всем зашевелиться, встряхнуться! От нас же с вами зависит, что будет завтра в Беларуси", - подчеркнул Александр Лукашенко.
ВЕРИТЕЛЬНЫЕ ГРАМОТЫ. С какими странами Беларусь готова к диалогу по любым вопросам
- Об Азербайджане
- Об Узбекистане
- О Кыргызстане
- О Турции
- О Японии
- О Непале
- О Султанате Оман
- О Гвинейской Республике
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад