
Надеемся, вам не доведётся никогда набирать следующие телефоны: 6-47-49, 101 или 112 ‒ они пригодятся вам лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако знайте: на том конце провода вам ответит спокойный и размеренный женский голос:
‒ Дежурная служба МЧС. Чем могу помочь?
Три дежурные смены, три девушки-диспетчера ‒ по одной в каждой. Надежда Богдель, Вероника Демидик и Татьяна Янченя сменяют друг друга день за днём, заступая на суточные дежурства. Их задача ‒ разузнать у человека подробности чрезвычайной ситуации, чтобы дать расчёту команду на выезд. Со стороны ‒ проще простого, изнутри ‒ множество подводных камней, нюансов, которые нужно держать в голове, пока расспрашиваешь о подробностях происшествия.
‒ Многие забывают свои адреса, телефоны других служб. Могут даже забыть свою фамилию, ‒ уверяют девушки. ‒ Нам же паниковать никак нельзя: только хладнокровно отвечая, мы можем выполнить свою работу.
От улыбки станет март светлей
Самая опытная из трио диспетчеров ‒ Надежда: в Мостовском РОЧС она работает уже более десяти лет. Это заметно и в нашей беседе: берёт разговорную часть на себя, пока остальные девушки отмалчиваются. Впрочем, мы не даём им заскучать постоянными вопросами.
‒ А мы во время фотосессии приняли удар на себя, ‒ отшучивается Татьяна. Что правда, то правда: девушка – единственная, кто согласился взобраться на приступку пожарной машины, озарив пасмурный день модельной улыбкой.
Хотя улыбка не чужда никому из их троицы, пусть она у всех будет своя, особенная. Вероника, например, улыбается приветливо и скромно, но при этом обаятельно: от её улыбки если не мир становится светлее, то уж точно сверкают её голубые глаза. Надежда улыбается спокойно, по-матерински, однако всегда готова разразиться заразительным смехом, когда услышит достойную шутку.
Всё это ‒ вне работы. В роли же диспетчера ЦОУ ‒ центра оперативного управления ‒ они совсем другие: сконцентрированные и сохраняющие хладнокровие. Всё для того, чтобы на звонок телефона в диспетчерской ответить так, чтобы хоть отчасти снизить градус тревоги звонящего.
‒ Работа очень интересная, познавательная, ‒ заключает Надежда. ‒ Нужно быть всесторонне развитым человеком, поскольку люди обращаются со всякими чрезвычайными ситуациями и надеются, конечно, получить профессиональную помощь и квалифицированную.
Следующая по опыту ‒ Татьяна: в июне исполнится десять лет с тех пор, как она работает в Мостовском РОЧС. Сперва колледж, затем ‒ университет в Гомеле, и с 2015 года ‒ служба диспетчером. Сработала агитация МЧС в школе: мысль связать свою жизнь с этой профессией появилась как раз после визита сотрудников ведомства в её класс.
‒ Пока не прогадала, ‒ улыбается в конце своего рассказа Татьяна.
Вероника же во многом перенимает опыт коллег: пришла в сентябре, а самостоятельную работу начала после стажировки в конце 2024 года. У девушки педагогическое образование, однако она в своё время решила попробовать себя там, где можно будет помогать людям.
Сезонные обострения
‒ Какие качества необходимы для вашей работы? ‒ спрашиваем мы у девушек.
‒ Стрессоустойчивость, ‒ начинает загибать пальцы Надежда. ‒ Я понимаю, что это сейчас все требуют, но в случае работников-диспетчеров ‒ это правда. Умение сохранять концентрацию ‒ тоже без этого никуда. Боевое дежурство ведь длится 24 часа, и в течение этого времени ты всегда должен быть готов ко всему. Времени на сон ‒ всего ничего, только четыре часа. Люди же, когда обращаются, на другом конце провода хотят услышать ровный, спокойный голос.
‒ Есть у вас в арсенале какие-то приёмы, чтобы другого человека успокоить?
‒ Порой достаточно говорить то, что человек хочет услышать, однако иногда это неправильно. Как можно отвечать ему: «Всё будет хорошо, не волнуйтесь», если ты доподлинно не знаешь, как же оно будет? Поэтому работаем по ситуации.
У диспетчеров уже давно имеется алгоритм действий на каждую чрезвычайную ситуацию. Девушки их делят на четыре категории ‒ по сезонному принципу. Зима, например, это время пожаров в жилом секторе, а также пресловутого тонкого льда, по которому обожают бродить рыбаки или срезающие дорогу домой дети (подобный случай произошёл несколько недель назад в Сморгони ‒ ребёнка спасли). Насчёт рыбаков у девушек мнение единое:
‒ Они всё время думают, что бессмертные, ‒ замечают они. ‒ Что у них с инстинктом самосохранения произошло ‒ непонятно.
‒ Хотя на «лёд», слава Богу, в этом сезоне не выезжали, ‒ добавляет Вероника.
С заявителем девушки остаются на связи до тех пор, пока к ним не приедет расчёт. На сбор у пожарных ‒ всего минута, дальше идёт расчёт по минуте на километр. Впрочем, в некоторых местах (например, к тому же Неману) машина не подъедет, тогда уже спасателям приходится бежать во весь опор (вот для чего постоянные тренировки и нормативы).
‒ Пока спасатели в пути, мы можем рассказать звонящему, как ему поступить, что делать. В случае с провалившимся под лёд человеком всегда есть рабочие рекомендации, однако если человек не умеет плавать, мы советуем не рисковать и дожидаться приезда спасателей, ‒ заключает Надежда.
Потерявшись ‒ не плачем, а звоним 101
Дальше ‒ весна, что уже понемногу входит в свои права. Это можно даже почувствовать, и дело вовсе не в пригревающем солнышке: именно весной люди начинают палить сухую растительность.
‒ Сегодня утром дождик прошёл, так уже душа спокойна, ‒ рассказывает Надежда (мы заявились в отдел как раз в её дежурство). ‒ Хотя летом дождик может быть разный: ураганы с грозами мы не жалуем.
Лето и в самом деле может стать сущим кошмаром для пожарных, когда карта запрета посещений лесов «горит» оранжевым и красным. Иссушенные солнцем леса могут загореться от случайной искры, и с каждым годом эта проблема становится всё острее и острее.
Ещё один хит летнего сезона ‒ «потеряшки» (так ласково диспетчеры называют потерявшихся в лесу людей). Ласково ‒ потому что это обычно пожилые люди («1938 года обычно, не младше», ‒ добавляют девушки с улыбкой), которые отправляются на «тихую охоту». Местные леса они знают вдоль и поперёк, однако порой умудряются заблудиться в трёх соснах.
‒ Большинству мы помогаем найтись, ‒ утверждает Надежда. ‒ В среднем восемь из десяти потерявшихся в лесу людей возвращаются с нашей помощью. Если же человек не нашёлся день-два, то уже… Вероятность, что его отыщут живым, будет мала.
Осень ‒ межсезонье, где на работников МЧС наваливается всё и сразу: помимо уже ставших привычными пала сухостоя и грибников, учащаются выезды на ДТП, а также по будничным вещам: разбитые градусники, закрытые двери, застрявшие конечности… Однако порой случаются и странности, от которых даже бывалые диспетчеры на секунду теряют самообладание.
Технологии, что превзошли людей
С развитием технологий память компьютера или телефона успешно дополняют способности человеческого разума, однако порой люди слишком полагаются на гаджеты ‒ и перестают использовать своё серое вещество по назначению. Когда же за человека думает его телефон, происходят различные курьёзные случаи.
‒ XXI век ведь на дворе, век технологий! Порой нам вместо владельца последних «айфонов» или Apple Watch звонят сами гаджеты. Сообщают, что их владелец, например, упал, поэтому они и набрали службу спасения. Сообщают географические координаты притом. По протоколу мы обязаны отреагировать. Вбиваем координаты, находим место, туда выезжает боевой расчёт, а владелец часов или телефона лежит в палатке подшофе, живой и здоровый, ‒ вспоминает Надежда. ‒ Такие же случаи были и с ДТП. Отвалился глушитель, водитель встал на аварийку, а телефон уже позвонил в МЧС.
Выводы, как говорит один российский журналист, делайте сами. Все ведь всё понимают.
Другая сторона медали ‒ звонки людей с какими-то личными просьбами или проблемами. Причины могут быть самые разные: оттого что закончились деньги на телефоне до психологических кризисов.
‒ Мы не имеем права оказывать психологическую помощь ‒ мы ведь не психологи, ‒ говорят девушки, ‒ однако оставить без помощи их мы тоже не можем. С кем-то просто поговоришь ‒ этого уже хватит. Кому-то советуем сразу позвонить на телефон доверия, где им помогут. Мы каждое сообщение, что поступило к нам на пульт, доводим до логического завершения. Даже если это не касается нашей службы, мы всё равно потом интересуемся, звоним, какой же результат по этому вопросу.
Время для себя
Из трёх девушек-диспетчеров замужем две ‒ Надежда и Татьяна. У первой есть сын Константин, который в свои четыре с половиной года мечтает стать спасателем, как и его родители. Про династию, правда, пока речи не идёт.
‒ Пока это для него какой-то культ! Я бы предпочла видеть сына врачом, однако он пока что торгуется: «Мама, а ты не расстроишься, если врачом станет Марат, а я всё-таки буду пожарным?» ‒ смеётся Надежда.
‒ На самом деле удобный график, ‒ добавляет Татьяна. ‒ Сутки через двое, всегда есть возможность уделить время семье, хотя ты и так стараешься провести с ней каждую свободную минуту.
Вероника же не забывает о своём первом образовании педагога-психолога, поэтому в свободное время читает ‒ в основном психологическую научно-популярную литературу. Навскидку называем два хита продаж прошлых лет («Хочу и буду» Лабковского и «К себе нежно» Примаченко) ‒ и попадаем в цель: обе есть в библиотеке Вероники.
Когда разговор заходит о последних прочитанных книгах, Надежда выстреливает безусловной белорусской классикой:
‒ «Люди на болоте» Мележа недавно перечитала, на белорусском. Забывать стала язык. Сын вот на белорусском всё рассказывает, потому и решила освежить в памяти. Открыла первую страницу ‒ и сперва как будто ступор нашёл. Потом, конечно, стало легче ‒ прочла с удовольствием.
Все трое находят время также и для занятий спортом: диспетчеры также сдают нормативы, здесь ‒ никаких поблажек. Первое место у всех занимает бассейн, дальше предпочтения разнятся ‒ от йоги до пилатеса.
‒ Что вы хотите пожелать себе и другим девушкам в преддверии 8 Марта? ‒ спросили мы у собеседниц напоследок.
‒ Оптимизма, ‒ Вероника ответила первой. ‒ С ним проще работать, находить силы и время на хобби, на себя ‒ и жизнь в целом становится лучше.
‒ Улыбок побольше! ‒ присоединяется Татьяна. ‒ Чтобы когда вы улыбались, то всегда получали улыбку в ответ.
‒ Здоровья, конечно же, ‒ дополняет Надежда. ‒ Здоровья физического, здоровья психического. Пусть каждая женщина любит и ценит себя…
‒ …и осознаёт свою значимость в этом мире, в своей профессии! ‒ заканчивает триаду поздравлений Вероника.
Виктор МОХАНЬ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад