Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноМолодёжьМолодёжьСоциумОбщественная жизньБлоги наших журналистовСтанислав ЗверовичНовости МостовщиныНаш крайЛюди нашей МостовщиныЛюди нашей МостовщиныБеларусь - ЭТО МЫ!Беларусь - ЭТО МЫ!

Воины-афганцы встретились со школьниками в Правых Мостах

Воины-афганцы встретились со школьниками в Правых Мостах07 февраля 2025 — 09:10

Воины-афганцы, председатель районной организации общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Сергей Ткачук и водитель автомобиля Мостовской ЦРБ Вадим Левин,  встретились со школьниками из Правых Мостов.

Сергей Вацлавович рассказал, что в афганской войне принимали участие 122 мостовчанина. На сегодняшний их осталось 71 человек.

Участники встречи поинтересовались, как выпускник второй городской школы Сергей Ткачук попал в Афганистан, как нёс тяготы армейской службы, вспоминал ли о доме, ждал ли писем?

– Я тогда был всего лишь на год-два старше вас, – сказал Сергей Вацлавович. – Окончил вторую городскую школу, поступил в Гродненский техникум физической культуры и 1986 году был призван в армию. В учебном подразделении в Ашхабаде получил воинскую специальность миномётчика. В мае 1987 года военный ИЛ-86 доставил нас в Афганистан.

Ему не довелось служить в больших гарнизонах, где более-менее налажен быт солдат и не каждый день подстерегает опасность. Он, как говорится, сразу попал на передовую. Часть прибывших в Афганистан воинов рассредоточили по заставам (как тогда говорили, блок-постам) вдоль автодороги Кабул-Джелалабад.

Старшеклассники поинтересовались, что из себя представляла застава в афганских горах, как  там жили солдаты?

– Это небольшое укрепление в горах у дороги, – сказал Сергей Ткачук, – где находится до 20 солдат, своеобразный мини-гарнизон. У нас на блок-посту было 15 солдат и три офицера. Рядом находилась  небольшая казарма, столовая, сами построили баню.  Мы должны были обеспечить безопасный проезд своей техники по дороге и не дать укрепится на ней душманам. Ещё одна важная задача – не допустить минирования дороги бандформированиями. Солдаты были вооружены автоматами. Кроме этого, у нас было три миномёта 82 калибра с боезапасом в 3500 мин. Однажды душманы нас обстреляли ракетами. Мы открыли ответный огонь, тем более что все точки в горах были пристреляны. Но бой шёл почти сутки. Окончился он тогда, когда на помощь к нам на танке прибыли  бойцы с соседней заставы.

Вернулся в страну Сергей Вацлавович в колонне советских войск в феврале 1989 года, отмечает, что самая дорогая награда для него – медаль «За отвагу». Она имеет такой же профиль, какой был в годы Великой Отечественной войны.

Высказал Сергей Ткачук пожелание старшеклассникам:

– Дружите, ребята, с физкультурой и спортом. В армии это очень помогает.

Интересно рассказал о своём боевом пути в Афганистане младший сержант запаса Вадим Левин.

– Я с июня 1982 года по май 1984 года проходил службу в Афганистане в 371 мотострелковом полку в должности водителя автомобиля, – вспоминал Вадим Григорьевич. – До этого поступил учиться в Лидский индустриальный техникум. В Марьиной Горке прошёл вместе с другими призывниками курс молодого бойца и вскоре уже находился в поезде, идущим на юг. В вагонах находились офицеры, которые приехали за нами. Мы обратили внимание на форму, в которую они были одеты. Такой никогда раньше не видели. Потом узнали, что это были «афганцы». За окнами плыли ландшафты Узбекистана, с удивлением мы наблюдали за верблюдами, но куда едем – никто не говорил. Нас высадили в самом южном городе Узбекистана – Термезе. Отсюда уже была видна граница с Афганистаном. Пошли армейские будни: учились стрелять на стрельбище, копали окопы, занимались боевой подготовкой. Потом был Афганистан, город Шинданд.

Вадим Левин вначале ездил на БТР, сопровождал колонны, затем стал водителем военной многотонажной автомашины Урал повышенной проходимости. Чаще всего из Афганистана приходилось ездить в самую южную точку Советского Союза – город Кушку. Оттуда возили военные грузы, продукты питания и всё необходимое для войск. Но не только. Приходилось участвовать в войсковых операциях против душманов. Часто выходили на иранскую границу.

От военных водителей требовалось высокое мастерство вождения. В Афганистане дороги горные,  узкие, часто это серпантины шириной три метра. С одной стороны горы, с другой ущелье. Свернуть невозможно. Это касалось и тех дорог, которые проходили по равнине. Чуть свернул на обочину – и сразу мина. Видел, как подорвалась БМП и выбросило раненого механика-водителя. Сорвал с руки хозпакет и начал оказывать помощь.

Однажды душманы из крупнокалиберных пулемётов обстреляли колонну. Машина Урал Левина загорелась, потом в ней насчитали 17 дырок от пуль. В тот раз на пробитом пулями моторе удалось доехать до расположения воинской части. Но когда колонна останавливалась, солдатам приходилось прятаться от пуль под днищем кузова за колёсами и уже оттуда вести огонь.

Вадим Григорьевич сказал, что самая дорогая награда для него – медаль «От благодарного афганского народа». Он также отметил, что воины-афганцы по-прежнему дружат между собой, поддерживают крепкие связи.

Правомостовская средняя школа активно участвует в республиканском проекте “Афганістан у лёсе нашых землякоў”. Здесь проводится много мероприятий. Их организуют  заведующая музеем Галина Цеслюк и руководитель по военно-патриотическому воспитанию Дмитрий Станюкевич.  Недавно встречу с детьми провёл работник школы, воин-афганец Иван Черник, затем состоялся волейбольный турнир. В классах пройдут мероприятия, посвящённые событиям Афганской войны, деятельности Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане.

Станислав ЗВЕРОВИЧ

Фото автора


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио