Мошенники под видом работников банка, операторов связи или государственных органов обращаются к гражданам, создают стрессовую ситуацию, сообщают о проблеме, а потом предлагают помощь в её решении.
При этом, чтобы войти в доверие, могут выслать фото служебных документов или даже выйти на видеосвязь в мессенджере.
Распространён способ, когда мошенники, используя различные вымышленные ситуации, убеждают потенциальных жертв загрузить направленный в мессенджер файл или установить определённое мобильное приложение. В обоих случаях мошенники получают возможность удалённо управлять устройством, на котором установлено. Таким образом они получают доступ к личным данным пользователей, в том числе имеют возможность оформить онлайн-кредит. Также злоумышленники убеждают оформить кредиты в банках, а деньги перевести на «защищённый» счёт.
Всегда надо быть начеку и не доверять незнакомым, ни под каким предлогом не устанавливать непроверенные программы и файлы, полученные в мессенджере от неизвестных, не передавать кому бы то ни было деньги и не переводить их на банковские счета по указанию незнакомых.
В течение нескольких дней женщине звонили с незнакомых номеров. В конечном итоге она согласилась выслушать псевдоследователя. Он ошарашил её тем, что с её счёта фиксируются незаконные операции на мошеннические счета и необходимо их предотвратить и установить злоумышленников. Женщина отказалась верить ему, тогда с ней продолжил вести беседу по видеосвязи якобы работник одного известного банка, который был в деловой одежде с атрибутами банка. Женщина поверила звонившим и по их рекомендации установила приложение, которое позволило мошенникам видеть всё происходящее на её телефоне, в том числе смс-коды. В разговоре с лжебанкиром она назвала кодовое слово – девичью фамилию матери, а уже сообщники мошенников воспользовались этим и оформили на женщину овердрафт и онлайн-кредит прямо во время разговора и перевели их на свои счета. Всего у женщины похитили 18 тысяч рублей.
Телефонное мошенничество
Мошенники для совершения преступлений изучают свою жертву, собирают в сети Интернет данные о ней и её интересах, окружении и прочем. Имея образец голоса или фото знакомых, могут создавать фейковые текстовые или видеосообщения.
Например, зарегистрировано несколько подобных фактов. В мессенджере мошенники создали учётную запись руководителя госорганизации и от его имени написали сотруднице, что поступили списки работников, которые подозреваются в финансировании экстремистских формирований, и вскоре, возможно, в жилье женщины проведут обыск и изымут незадекларированные денежные средства. Женщина очень испугалась за свои деньги, потому что доверяла руководителю. Далее мошенники от имени её руководителя предложили пообщаться с начальником Департамента финансовых расследований области, который в свою очередь связал её со следователем. В течение трёх дней женщина пребывала в страхе за свои сбережения. Чтобы сохранить их, мошенники «посоветовали» перевести их на якобы специальный защищённый счёт. Также женщина за неделю получила кредит, обналичила его и перевела на тот же счёт, откуда вскоре все деньги в сумме 55 тысяч были похищены.
Аналогичные случаи зафиксированы в отношении педагогических работников всех областей, мошенники в мессенджере писали от имени директоров учебных заведений. В основном мошенники убеждали учителей получать кредиты в банках.
Чтобы не стать жертвой киберпреступника, как можно раньше закончите разговор с неизвестным лицом, кем бы он ни представился.
Никита ЧЕРНИЦКИЙ, старший оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности
Мостовского РОВД
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад