Мир не на шутку напуган. В США вспышка респираторных и легочных заболеваний среди курильщиков электронных сигарет. Зафиксировано уже более 500 случаев. Как минимум 10 человек погибли. И скорбная статистика прирастает еженедельно. Президент Дональд Трамп высказался жестко: «Мы не можем допустить, чтобы наша молодежь так пострадала. Люди умирают от вейпинга!» Учитывая сверхпопулярность электронных сигарет в последнее время, это не проблема отдельно взятой страны. Несколько недель назад доктор медицинских наук, профессор кафедры пульмонологии и фтизиатрии БелМАПО Валентин Коровкин держал в руках снимок легких одного 35‑летнего вейпера и увидел настолько характерную картину, что теперь убежден: беда пришла и к нам.
Новое звено в цепи
По словам Валентина Сергеевича, он предчувствовал это с того самого момента, когда впервые увидел молодых людей, красиво пускающих дым из электронных гаджетов. Все‑таки у него за плечами более полувека врачебной практики, истории болезни тысяч пациентов.
— С моей точки зрения, на языке медицины «болезнь вейперов» — не что иное, как пневмонит, воспаление альвеолы легкого. И, в сущности, это абсолютно не новая и не загадочная болезнь, — проводит он краткий ликбез, предлагая начать немного издалека. — Почему чукча ловит рыбу при минус 50 градусах и не отмораживает себе легкие? Потому что он не спеша дышит носом, прикрываясь опушкой и не открывая рта. И потому что есть очень разветвленное бронхиальное «дерево»: бронхи делятся на 22 — 24 градации. В терминальный бронх, который заканчивается альвеолой, осуществляющей газообмен, воздух поступает уже согретый, стерильный. Таких альвеол в человеческом организме — 600 — 700 млн. В норме, кроме чистого, теплого воздуха, туда ничего не должно поступать, потому что эта структура крайне чувствительна.
Описаны случаи «обморожения легкого» во время советско‑финской войны — у красноармейцев, которые бежали на лютом морозе с «трехлинейками», крича «ура!!!». То есть даже холодный воздух сам по себе может вызывать повреждение. Что уж говорить про всевозможные агрессивные вещества...
Более того, есть группа заболеваний, которые относятся к так называемым гиперсенситивным пневмонитам. Иными словами, человек обладает повышенной чувствительностью к какому‑либо веществу—аллергену, тем более если его концентрация высока и оно в мелкодисперсной форме. А Валентин Сергеевич не знает ни одного аллергена, безопасного для легких. Палитра их поражений многолика. От профессиональных заболеваний — «понедельничья лихорадка ткачей», «легкое фермера», «легкое птицевода», «легкое заготовителя грибов» — до экзотических: болезнь любителей комнатных рыбок, волнистых попугайчиков (их хозяева в ГДР, кстати, стояли на специальном медицинском учете), «легкое служителя сауны» (в воде парилки часто находятся весьма аллергенные простейшие инфузории‑туфельки). В практике Валентина Сергеевича был и пациент‑«скотник», как он назвал себя: на прием пришел весь синий и сам связывал свое недомогание с условиями 17‑летнего труда в коровнике. Довелось лечить как‑то и майора‑штабиста, чьи легкие в 35 лет выглядели, как у 70‑летнего. Почему? Оказалось, он страстный голубевод, а это же жуткое воздействие специфическими испарениями.
В общем, причин у пневмонита несколько сотен, электронные сигареты — просто одна из них, новая. Как бы то ни было, речь всегда идет об остром
повреждении легкого на фоне постоянного попадания в него того, чему в тонко настроенной дыхательной системе совсем не место.
Это не совпадение!
Тот злополучный снимок профессору Коровкину принесла мать вейпера и сама же с горечью предположила причину: «Говорила же я ему — он свою электронную сигарету из рук не выпускает!» Вот это и есть самое страшное — «пыхтение» нон‑стоп. Посредством ингаляции вещества намного интенсивнее всасываются. Стало быть, такие пары воздействуют на организм гораздо быстрее, нежели обычный табачный дым. Да и знать бы точно, что там за вещества! Вариантов‑то ароматизаторов — масса. Плюс пропиленгликоль, отличный растворитель, и глицерин, который в советское время было запрещено использовать в ингаляциях. Кто сказал, что в сочетании с никотином это все безвредно при ежедневном активном вдыхании?
Но, может быть, простое совпадение? И вейперы заработали себе пневмонит как‑то иначе? Скажем, на сквозняке? Эти обывательские предположения профессор Коровкин отметает с ходу: легкие не повреждаются просто так. Должны быть патогенные условия. Электронные сигареты создают их из часа в час...
Что дальше?
Начинается пневмонит обычно, как простуда — кашель, боль в груди, температура. Трудно отличить от ОРЗ, если не знать, что есть явный фактор риска. Потом все может пройти само собой, но проблема в том, что процесс рубцевания ткани в легких запущен. А дальше как кому повезет: разовьется ли дыхательная недостаточность сразу, или через год, или через 3. Валентин Сергеевич видел тяжелые пневмониты — продолжительность жизни таких пациентов не превышает пяти лет. Лечение малоперспективно, оно только продлевает жизнь.
Другое дело, если пневмонит выявляется на ранней стадии, когда имеется только небольшой отек — тогда да, болезнь можно повернуть вспять. Однако вторично просто нельзя испытывать судьбу: альвеолы — уже навсегда слабое место человека.
А в глобальном смысле многие эксперты вслед за Финляндией, Иорданией, Италией и Индией, где вейпы уже вне закона, склоняются к мысли: их мало приравнять к обычным табачным изделиям, как это недавно сделали у нас. Вечером того же дня, когда Валентин Коровкин поставил первый диагноз «болезнь вейперов», он встретил на улице парня. В одной руке — как обычно, смартфон, в другой — электронная сигарета. Валентин Сергеевич хотел ему сказать: «Я видел отчаявшуюся мать, чей сын пострадал от этой жижи», а потом подумал: когда это молодежь кого‑то слушала? И все же хочется верить, что это тот самый случай, когда нужно извлечь урок из чужого печального опыта, а не учиться на собственных ошибках.
ВОПРОС РЕБРОМ
Неужели табак лучше?
Его последствия для организма, говорит Валентин Сергеевич, по крайней мере, более или менее изучены, а здесь десятки разных смесей с разным действием на альвеолу:
— В одних случаях — аллергическая реакция, в других — токсическая. Но не описано ни одного случая, чтобы пневмонит возник от курения сигареты, причем с такими катастрофическими последствиями. Да, табак вызывает рак легких, рак ротовой полости, гортани, сердечно‑сосудистые заболевания, но это все в перспективе, не сразу. А тут человек за несколько лет выходит на острую дыхательную недостаточность!
ТОЛЬКО ФАКТЫ
♦ На современном рынке более 400 брендов и более 7 тысяч уникальных ароматов для вейпов, что очень затрудняет проведение их исследований.
♦ Американские ученые сравнили уровень содержания 113 химических веществ, обнаруженных в дыме нагреваемых табачных изделий и обычных сигарет. Выяснилось, что концентрация 56 из них при использовании гаджета была выше.
♦ В эксперименте на крысах после одного табачного стика (сигаретной палочки, которая вставляется в систему нагревания табака) у грызунов возник такой же спазм сосудов, как и после выкуривания обычной сигареты.
♦ Американская медицинская ассоциация установила, что дым из нагревающего табак устройства содержит 84% никотина от того, что есть при курении обычных сигарет. А ученые Калифорнийского университета дополнили картину: фильтр табачного стика внутри устройства, нагреваясь и плавясь, выделяет формальдегид циангидрин. Это вещество используют в производстве резины, оно токсично в любых концентрациях.
♦ «Они не предназначены для 50‑летнего курильщика, который пытается бросить курить, — считает сенатор США от штата Иллинойс Дик Дурбин. — Они предназначены для привлечения детей и, к сожалению, справляются с этой задачей».
gabasova@sb.by
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад