На Мостовщине юбилейными медалями «75 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков» наградили узников.
Они мечтали получать образование, стать учителями, докторами или спортсменами, ходить на свидания, быть счастливыми, здоровыми и молодыми. Но их планы изменила Великая Отечественная война, которая грянула, как гром среди ясного неба. Тогда и пришлось резко повзрослеть. Подростками их забрали на принудительные работы в Германию. Они – несовершеннолетние узники. Как выжили в тяжёлые военные годы и как обустроены сейчас мы узнали из первых уст. Спросили их об этом военный комиссар Мостовского района Сергей Бобровский, начальник группы призыва Анатолий Давыденко, ведущий специалист по социальной защите и пенсионному обеспечению военного комиссариата Мостовского района Анна Живушко, начальник отдела идеологической работы и по делам молодёжи Сергей Дейкало, председатель районного совета ветеранов Ирина Серебровская, секретарь организации Татьяна Жвирбля, председатель Лунненского сельисполкома Игорь Глод, которые приехали поздравить с приближающимся праздником и вручить медали.
София Ильинична Казак поделилась воспоминаниями:
– Я прожила тяжёлую жизнь. Крепкой 16-летней девушкой была вывезена на принудительные работы на поезде в Германию, город Простешейлен. У пана, которого звали Франц Фолингрент, я проработала три года: готовила кушать, убиралась в доме, работала в поле. Помню, немец косил траву, а мне за ним её нужно было складывать в снопы, но не получилось так, как ему необходимо. Тогда он схватил меня, тряс и кричал. Больше на эту работу меня не ставили.
Кушать нам давали не то, что хозяевам: зальют муку молоком, добавят полтора ломтика хлеба, нальют кружку кофе без сахара – и всё.
По возвращению в деревню Деньковцы было ещё хуже: дом был сожжён дотла. Хозяйства нет, а, следовательно, и питаться нечем. Ходили к людям, просили еды и отрабатывали физическим трудом. Спустя время нам дали дом, сами с сестрой его обустраивали, крыли крышу, просили помощи у мужчин, чтобы сложили нам печь и поставили окна. И мы справились. Помогала вера в то, что так будет не всегда.
От тяжёлых нагрузок в 19 лет умерла сестра. Не выдержала. Сейчас я живу с невесткой Валентиной. К сожалению, больше родственников у меня в живых нет. А с ней хорошо: душа в душу – больше 20 лет. Она присматривает за мной.
И таких историй много. Общее есть в судьбах Любови Семёновны Павлючук, Марии Кузьминичны Москаленко, Феодосии Павловны Клочко, Зинаиды Алексеевны Федотовой, Марии Кирилловны Вершинской, Анастасии Владимировны Бородавко, Лидии Иосифовны Власик и других 40 узников, проживающих на Мостовщине.
– Несмотря на столь юный возраст, вы стойко и мужественно перенесли жизненные испытания и теперь служите примером жизнелюбия и оптимизма. Спасибо вам за это. Живите ещё долгие годы, – с улыбкой произнесла Ирина Евгеньевна.
А. ЗБЕРЕНОВСКАЯ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад