Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноОфициальноЭкономикаСтроительство, ЖКХСоциумОбщественная жизньБеларусь - ЭТО МЫ!Наше лучшее, наша лепшае!Год благоустройства страныГод благоустройства страны

Увлеченно, мастерски и с вниманием к деталям. Как на заводе "Неман" делают стеклянные шкатулки в форме яйца

Увлеченно, мастерски и с вниманием к деталям. Как на заводе 'Неман' делают стеклянные шкатулки в форме яйца16 апреля 2025 — 15:57

Пока хозяйки готовятся к предстоящему празднику (который в этом году одновременно отметят верующие двух конфессий), закупая продукты, продумывая, как покрасят яйца, по какому рецепту испекут куличи и сделают творожную пасху, работа кипит и в цеху стеклозавода "Неман", где, кроме как на привычной продукции, местные мастера тоже сконцентрированы на определенной тематической задаче. Здесь, как и обычно к праздникам, выпускают особые сувениры. Корреспонденты БЕЛТА побывали на старейшем заводе по производству изделий из стекла и хрусталя в Беларуси, узнали, что готовят к празднику на производстве и какой путь проходит изделие от задумки до воплощения в стекле. 

Рабочая температура выше 900 градусов и порядка 300 г стекломассы. Естественно, к этому в довесок самая главная составляющая - мастерство выдувальщика. Мы наблюдаем за работой Валерия Багинского, отдельщика выдувных изделий экспериментально-художественного участка стеклозавода "Неман", который в прошлом году стал лауреатом премии "Человек года Гродненщины". Визитная карточка мастера - стеклянный зубр.

"Вообще, количество стекломассы зависит от размера самого пасхального яйца, которое потом превратится в шкатулку, - говорит Валерий Багинский. - Есть много форм, но сейчас мы делаем среднее по размеру яйцо, для него нужно грамм 250-300. Это очень простое изделие". Он отмечает, что за многолетнюю работу на предприятии пока самое сложное, с чем приходилось сталкиваться, - это венецианская нить. "Там подготовительный процесс очень длительный, очень много нюансов, и процесс сам очень долгий. Это самое сложное пока, что доводилось мне делать. А вообще, каждый вид имеет свои особенности. Бывает и новый ассортимент, который нужно еще опробовать", - говорит мастер, который трудится на заводе без малого 50 лет. "У меня отец и мать работали на заводе. Пришел и я, понравилось, так и остался. Вот что-то получается", - скромно говорит он.

При выдуве шкатулки в форме яйца счет идет на секунды, процесс у печи очень скоротечный. К слову, за всю смену мастера делают несколько видов изделий. После выдува изделие охлаждается в печи для отжига (лере), где проводит от полутора до двух часов. И после медленного остывания попадает в руки опытных резчиков.

"Видите, яйцо к нам приходит с колпачком своеобразным. Нам нужно от него избавиться. С помощью алмаза мы делаем отметку и ставим в форму, здесь с помощью газовой горелки этот колпачок срезается. Все выходит ровно по отметке. На хрустальное изделие уходит минута на обрезку, а вот бокал или фужер (там стекло потоньше) - меньше времени нужно. Кстати, отрезанное отправляется на переплавку", - делится нюансами своей работы резчик на огне Елена Фурса, которая работает на заводе 35 лет. "Работа моя мне очень нравится, я все время на одном месте. За это время все привычно и несложно, даже интуитивно что-то делаешь. Но каждый день новый ассортимент", - добавляет она.

Большое внимание на производстве - контролю качества на каждом этапе. Полуфабрикат, который прошел отбраковку, идет на заправку края, чтобы сделать его нетравматичным, после чего изделие попадает в руки шлифовальщиков. Именно они придают ему изысканный вид - делают декор.    

"Этот рисунок, в принципе, легкий, чтобы нанести узор на такое яйцо уходит минуты три у меня, даже меньше. Бывает нарезка и посложнее, ведь ассортимент у нас разнообразный. К Пасхе мы всегда готовим что-то, поэтому такие тематические изделия мне делать не впервой. А вообще, приятно, что то, к чему довелось и мне приложить руку, будет радовать людей. Когда видишь изделия, которые у нас сделаны, душа радуется", - рассказывает шлифовщица стеклоизделий Алла Шутова. На предприятии она с 2000 года. "Работа непростая, хотя, может, и кажется на первый взгляд, что легко. Мы обучение изначально проходим и только потом садимся за станок", - говорит женщина и добавляет, что искренне любит свое дело - ее вдохновляют сложные и интересные работы.  

После этого этапа хрустальные изделия полируются в смеси плавиковой и серной кислоты, после чего хрусталь приобретает свой характерный блеск и прозрачность. И только пройдя все производственные цепочки, продукция запаковывается и готова найти своего ценителя.

Кстати, всему этому процессу предшествует большая работа художников, которые разрабатывают эскиз. Не все идеи ставят на поток, тут решает художественный совет. После одобрения эскиза конструкторский и литейно-механический отделы готовят металлическую форму будущего изделия, которую отправляют на производство, где мастера делают пробный экземпляр. Если все складывается, начинается массовый выпуск.

О последней разработке рассказывает главный художник предприятия Сергей Шетик. "Сложность при создании шкатулки-яйца была в определении массы стекла, чтобы и вес был нормальным и толщина. Для художника сложность - найти ту самую форму, соединить верх изделия с низом. Важна здесь четкость расчетов, - делится Сергей Шетик. - Процесс разработки нервный, ведь нужно рассчитать все от начала и до конца. Помню момент, когда посадка не сразу получилась. Но мы с коллективом все продумали, просчитали и с заданием справились".

Главный художник отмечает, что за 28 лет работы на стеклозаводе нужный опыт приобретен. "Но даже несмотря на это, когда делаешь любую форму (даже стакан и графин) впервые, это всегда нервы - получится или нет. Как нарежется? Как получится выдуть? И все это нужно просчитать. Все, конечно, хоть и начинается с эскиза, но мы работаем коллективом", - отмечает Сергей Шетик.  

"Конечно, каждый художник мечтает и ждет, что его изделия будут радовать людей. Но бывают и разочарования. Удача бывает, скажу вам, очень редко. И пока изделие пройдет весь путь, ты уже улавливаешь, чувствуешь какой-то даже минимальный недостаток, несоответствие тому, как хотелось. А вообще, любая работа мотивирует. Хочется и дальше с коллективом реализовывать интересные идеи, государство нам в этом помогает", - добавляет Сергей Шетик.

К слову, у художников масса задумок, некоторые уже в следующем году будут радовать любителей особенных вещей, а есть и те идеи, над воплощением которых здесь еще предстоит потрудиться. "У нас есть еще ряд разработок, например целиком выдувная шкатулка. Мы пробовали сделать это в цветном хрустале. Для этого нужно отдельно варить стекло, задача сложная для технологов, ведь нужно поймать цвет, сварить его чистым, без воздуха и пыли. Это их заслуга", - отметил главный художник.

Кстати, в команде Сергея Шетика есть и молодые работники, которые пришли на стеклозавод и решили, что останутся. Так, заместитель главного художника Яна Давыдова уже четвертый год работает на стеклозаводе. Благодаря ее задумке воплощена одна из коллекций стеклозавода, которая пользуется большой популярностью. "Мы пополняем эту коллекцию, а также занимаемся другими заказами. Если к нам приходят без какой-то задумки, то тогда можно реализовать свои идеи. Так интереснее, но сложнее", - говорит Яна Давыдова. Она пришла на стеклозавод "Неман" после учебы в Академии искусств: "Я всю жизнь рисую: сразу колледж, потом академия. На специализацию по стеклоизделиям попала случайно. Училась на "живописи", но надоело рисовать людей и пейзажи, и перешла на декоративное искусство, решила, что оно ближе и более понятно людям. Попала по распределению сюда. Отработав два года, стала ведущим художником. Очень нравится работать, интересно. Когда мы стали работать с БСК (Белорусская стекольная компания. - Прим. БЕЛТА), то стало больше заказов, поэтому трудиться стало еще более увлекательно". 
Девушка признается, что, как и полагается творческому человеку, она бережет мечту. А именно - вернуть накладной хрусталь. "Это когда бесцветный хрусталь покрывается цветным и наносятся разные рисунки. Это старая технология, которая была популярна в Советском Союзе, но и сейчас она пользуется популярностью. К сожалению, на данный момент на заводе утрачена возможность создавать такое. Есть идеи, но нужен цвет. Надеюсь, что со временем мечта сможет воплотиться".

"Конечно, труд наших работников на каждом этапе непростой и кропотливый. Даже, наверное, нужно, чтобы человек обладал художественным вкусом. Ведь даже то, что находится на потоке, чисто механически не сделаешь. Нужен и глазомер, и эстетическое восприятие. Такому ремеслу нигде не учат. Все наши работники пока что учатся у нас на производстве. Поэтому так, от поколения к поколению, и передается мастерство. Конечно, хотелось бы, чтобы к нам приходила молодежь, чтобы они это подхватывали и несли нашу марку дальше", - отметила заместитель директора по идеологической работе и социальным вопросам ОАО "Стеклозавод "Неман" Валентина Набогез.

По материалам БЕЛТА


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио