В нем приняли участие заместитель председателя Гродненского облисполкома Виктор Пранюк, начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик, а также представители туристических фирм, специалисты служб, связанные с развитием туризма в регионе.
То, что из-за пандемии коронавируса туристическая отрасль во всем мире оказалась в кризисной ситуации, очевидно всем. В этих обстоятельствах на первый план вышла необходимость поддержки туриндустрии, и сделать это можно исключительно совместными усилиями. Закрытие границ, отмена авиарейсов и, как следствие, временная «заморозка» передвижений иностранных гостей по нашей стране стали поводом, чтобы в этот непростой период уделить должное внимание внутреннему туризму.
А гродненскому региону показать есть что. Он уникален своими традициями, завораживает первозданностью и красотой природы. Неудивительно, что местные агроусадьбы, базы отдыха, санатории давно пользуются популярностью как у зарубежных, так и отечественных туристов.
Первые три месяца прошлого года тоже давали прирост порядка 125% по визитам иностранных туристов. Пока не вмешалась пандемия.
– Туристический поток приостановился, но вместе с тем мы заметили другую тенденцию. Белорусы тоже хотят путешествовать по просторам Синеокой, увидеть все то, что происходит в нашем регионе. А это и многочисленные концерты, выставки, большие открытие фестивали, такие, например, как фестиваль национальных культур. Конечно, теперь их проведение немного затруднено, но мы стараемся найти выход. В прошлом месяце Гродно официально стал молодежной столицей Беларуси-2021, что в очередной раз лишь подтвердило: у молодых людей есть желание открывать для себя что-то новое, – говорит Виктор Пранюк, при этом замечая, что, наверное, самой главной проблемой внутреннего туризма является туристическая подвижность. Каждый из нас должен сам себе задать вопрос, готов ли он свои выходные потратить на познание неизведанного, а не на пассивный отдых у телевизора.
На заседании все присутствующие были единодушны в одном: туристическая сфера стимулирует развитие сопутствующих отраслей и она без преувеличения может стать тем самым драйвером развития сильных регионов. Сейчас проблема видится в том, что доступ к тому богатству, которым обладает Гродненщина, ограничивает либо недостаточно развитая инфраструктура, либо отсутствие какой-либо инициативы на местах.
Это положение надо исправлять, направлять все силы на развитие внутренней туристической составляющей, считает начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик.
Сегодня направление, которое обладает огромным потенциалом, но не используется в полной мере – это агроэкотуризм.
Количество его субъектов ежегодно увеличивается. Если в 2006 году их было только 16, то в 2020 году - уже 433 агроусадьбы, из них 3 фермерских хозяйства.
– Если мы возьмем карту области, то увидим, что самую большое количество агроусадеб сконцентрировано в Гродненском, Щучинском, Лидском районах. Географически это очень удобно. Ведь трасса М6, которая связывает областной центр и столицу дает возможность любому человеку, сократив транспортные издержки, добраться до любой точки Гродненской области, – замечает Виктор Пранюк.
– Для комплексного обслуживания туристов, формирования различных тематических маршрутов агроусадьбы объединяются в кластеры. На территории нашей области их два: «Терем развлечений» (Щучинский и Лидский район) и «Заходняя скарбонка» (Зельвенский, Волковысский и Свислочский район). Но нам необходимо использовать потенциал агроусадеб в организации приема туристических групп, оказывать организационное и информационного сопровождение деятельности кластеров,–дополняет Олег Андрейчик, параллельно выделяя и экологический туризм. – Здесь более системно работа ведется в заказниках «Свитязянский» Новогрудского района, «Озеры» Гродненского района, «Сарочанские озера», что на Островетчине. В планах - создание экологических маршрутов и их оборудование малыми архитектурными формами, указателями, стендами в заказниках «Липичанская пуща», «Гродненская пуща». Не достаточно известной для туристов является и гродненская часть Беловежской пущи.
В ходе заседания не раз подчеркивалось: туристической сферой надо управлять и создавать необходимые условия для его развития. С этой целью и налажены встречи с представителями частного бизнеса, проведение диалоговых площадок.
Приоритетом станет развитие сети туристско-информационных центров во всех районах области. В регионе их пока 12. Такие центры позволят белорусам быстро и качественно получать всю необходимую информацию об объектах туриндустрии, предоставляемых услугах. Ведь надо понимать, что у нас есть туристы, которые сегодня не организованы. Они спонтанно, в течение двух-трех часов решают, что вместе с друзьями поедут, к примеру, в Гродно. Пожелания и интересы таких путешественников тоже нужно учитывать.
Ориентированным на внутренних туристов будет и стартующий в ближайшее время проект «Уикенд в Лиде». Этот уголок Гродненщины интересен и взрослым, и детям. Что привлекает? Богатое историческое прошлое, насыщенная культурная жизнь, налаженный производственный туризм.
Самое важное, замечает Виктор Пранюк, здесь имеются положительные примеры государственно-частного партнерства в организации разного рода мероприятий. Достаточно вспомнить широко известный масштабный фестиваль «Lidbeer».
– Именно живой интерес граждан должен подтолкнуть к развитию туризма, тогда появятся и инвестиции, и новые гостиницы, и объекты питания, и очередные интересные фестивали, – говорит он. – Надеемся, что с благоприятной обстановкой наши соотечественники продолжат свое путешествие по стране, а заграничные гости с радостью приедут к нам снова. После пандемии внутренний туризм может выйти на совершенно новый уровень.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!