Ещё Абрахам Маслоу утверждал, что на вершине человеческих потребностей находится потребность в самореализации. Если человек не может найти себя, то ему кажется бессмысленной жизнь. И счастлив тот, кто занимается любимым делом. Особенно когда оно приносит удовлетворение не только тебе самому, но и пользу другим.
Сегодня хочется представить такого человека вам, наши земляки, хотя, наверняка, вы его знаете. С гордостью хочу отметить, что знаю его лично и горжусь тем, что была его ученицей. Это Виктор Александрович Белозорович, заместитель декана факультета истории, коммуникации и туризма УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат исторических наук, доцент.
Начало начал
Родился Виктор Александрович 12.08.1969 г. в д. Мосты Правые Мостовского района Гродненской области. После окончания средней школы поступил на исторический факультет Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. С 1992 по сентябрь 1999г. работал учителем истории в средней школе №5 г. Мосты Гродненской области. Имеет высшую категорию учителя истории. С особой теплотой он вспоминает время работы с учащимися. Говорит, что это была хорошая школа жизни и профессионального становления. Благодаря этому опыту не было трудностей при переходе на работу в университет.
Все дети на уроках слушали его с «открытым ртом», настолько интересной и увлекательной была методика преподавания. Хотя, признаюсь честно, иногда хотелось плакать от того объёма информации, который надо было не только прочитать, но и выучить к следующему уроку (особенно если занимаешься в общественно-гуманитарном классе).
Но когда стало известно, что наш историк будет участвовать в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь», все без исключения переживали и старательно учили всё, что задавалось в качестве домашнего задания. И даже не сомневались, что станет победителем. И он им стал. И не только в районе, но и на областном этапе в 1995 году.
А потом В.А.Белозорович ушёл от нас, школьников. Но ни куда-нибудь, а в науку. С октября 1999 г. – преподаватель кафедры истории Беларуси ГрГУ имени Янки Купалы, с сентября 2013 года – заместитель декана факультета истории, коммуникации и туризма по учебной работе.
В 1999 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме: «Аграрные преобразования в западных областях Беларуси в 1939 – 1952 годах» (БГПУ).
Истоки истории в душе
Когда заговорили о начале увлечения исторической наукой, Виктор Александрович не задумываясь сказал, что любовь привила учитель – Вера Константиновна Масюк. Кроме того, что уроки проходили интересно, она организовала дискуссионный клуб «Ровесник», где учащиеся обсуждали международные проблемы, внешнюю и внутреннюю политику государства, учились не просто высказывать мысли, но и доказывать свою точку зрения, искали те факты и аргументы, которые наиболее точно раскроют суть проблемы и пути её решения, приобретали навыки работы с вещественными и письменными источниками информации о жизни людей, общества, страны. После такой подготовки на выходе из школы уже даже не стоял вопрос куда поступать и кем быть.
В гродненском университете также были отличные учителя, которые всегда стремились поддержать искру таланта в студентах: Я.Н. Мараш, И.И. Ковкель, И.П. Крень, А.Н. Нечухрин. Именно здесь Виктор Александрович стал делать первые шаги в историческую науку. Благодаря счастливому случаю он попал в научно-исследовательский кружок, которым руководил Яков Наумович Мараш, доктор исторических наук, профессор. К слову, студенческий кружок действует и сегодня, называется он «Ника». Под руководством опытных и маститых преподавателей постигались азы различных этапов организации и выполнения научно-исследовательских работ, оттачивались навыки работы с источниковой базой, приобретался опыт публичных выступлений по научной тематике.
- В процессе такой работы были сформированы навыки самостоятельного решения актуальных научных и практических задач, творческие и аналитические способности, подходы к организации и проведению научных исследований и направленность на практическое освоение результатов научной деятельности, - отметил В.А. Белозорович.
Наука в его судьбе
Где найти время на все интересы, появляющиеся в нашей жизни? Как совместить личную жизнь, работу и увлечения? Ведь сегодня Виктор Александрович не только преподаватель в ВУЗе, автор учебных пособий по истории Беларуси, постоянный член жюри на различных конкурсах и конференциях школьников, но и отличный семьянин, заботящийся о жене и детях.
У него на всё хватает времени. Помимо основной работы в университете, он входит в состав государственной комиссии по подготовке учебников и учебных пособий по социогуманитарным предметам, созданной по инициативе Президента Республики Беларусь при Министерстве образования. В данный момент готовится к выходу атлас по истории Беларуси для 11 класса. Научно-методическую деятельность наш герой считает неотъемлемой частью фундаментальной науки в целом, так как она продвигает новые знания в массы, облегчает процесс познания и освоения современных достижений.
- Наука – это творчество, которое не регламентируется документами, оно возникает спонтанно, интуитивно, вызывая желание познать, увидеть, открыть новое, неизведанное. Также спонтанно оно может погаснуть. Если посетила муза Клио, то надо следовать за ней, поддерживая огонь знаний, – говорит Виктор Александрович. -- Став однажды на путь познания, невозможно с него свернуть. Поэтому продолжаю обучение в докторантуре Белорусского государственного университета на кафедре источниковедения, стажируюсь в Вильнюсе, планирую поехать в Киев изучать киевскую историческую школу.
Большая научная работа была начата в студенческие годы и посвящалась, конечно же, Мостовщине. В те годы проходило исследование, посвящённое городам и сёлам Беларуси. Вопросы, которыми занимался В.А. Белозорович, касались истории сельских Советов в Мостах Правых, Рогознице и др. А дипломная работа историка была посвящена истории деревни Лунно, так как это его вторая родина. Много пришлось поднять из архивов г. Гродно, г.Минска, г.Вильнюса письменных источников, ввести их в научный оборот. Однако это стоило того – работа была высоко оценена членами государственной экзаменационной комиссии.
Сегодня основной исторический интерес лежит в области историографии Беларуси. Готовится докторская диссертация «Проблема формирования национальной концепции истории Беларуси». Главные вопросы, на которые ищет ответы историк, составляют основу глубокого изучения, осмысления и анализа опыта предшествующих поколений. Почему появилась национальная история? Кто и какой вклад внёс в формирование национальной истории? Какие ошибки были допущены в историографии? Как избавиться от субъективизма, который переходит из поколения в поколение? Мы с вами узнаем через несколько лет, после того как успешно пройдёт защита диссертации.
- Историю создают люди, живущие в социуме, который оказывает влияние на каждого человека. Задача историка заключается в том, чтобы определить, где реалии бытия, а где субъективное влияние, – отмечает Виктор Александрович.
Чтобы уйти от субъективизма, необходимо иметь широкую источниковую базу, возможность сравнения. Сегодня особое внимание в исторической науке уделяется нетрадиционным письменным источникам личного характера: дневникам, письмам, сообщениям.
Благодаря работе учёных-историков мы узнаём новые факты из нашего прошлого, которые затем попадают в учебники для школьников и становятся основой мировоззрения нового поколения. Эти факты должны быть достоверными, проверенными. Мы все хотим знать правду. Но, как известно, правда у каждого своя, а вот истина – одна, она едина и неделима.
- Любая научная деятельность должна нести элемент новизны. Чтобы понять, правильно ли ты двигаешься в своих изысканиях, необходимо участвовать в научных конференциях, симпозиумах, – говорит В.А. Белозорович. -- Конференция – это апробация научной позиции автора, которому важно слышать не только положительные отзывы, но и критические замечания своей профессиональной среды. Иначе нет движения вперёд.
Именно поэтому наш земляк всегда откликается на приглашение быть членом жюри в секции истории на научно-практической конференции школьников «Поиск. Творчество. Познание», которая ежегодно проходит в ГУО «Гимназия №1 г. Мосты».
- Проблема локальной истории вечная. Изучая прошлое улицы, дома, семьи, местных предприятий, постигаешь азы настоящего и строишь планы. Ибо без прошлого нет будущего. Это так называемый «дух антропологического поворота», когда происходит возврат к человеку в истории, гуманистическому началу. Через призму «маленького человека» можно понять историю народа, государства, – акцентирует свою позицию историк.
А что впереди?
Планов останавливаться на достигнутом у учёного нет. Он планирует и дальше заниматься научно-методической деятельностью, чтобы учителя и учащиеся постигали мир, имея достаточно информации в письменном виде, а также наглядно-образном. Неотъемлемой частью жизни является преподавание в университете. Да и фундаментальная наука требует внимания. Ведь ещё столько нового. Хотя на мой провокационный вопрос, что ещё изучать, ведь всё уже известно, всё есть в интернете, Виктор Александрович ответил: «Любой вопрос истории можно изучать очень долго. Потому что открываются новые данные, факты, которые заставляют по-другому посмотреть на события».
- XX век очень актуален для историков, особенно послевоенный период. Нам только кажется, что если живём сегодня, то и знаем хорошо сегодня. На самом деле хорошо знаем древность, историю Великого княжества Литовского. Но «сегодня» таит ещё много интересного, – высказывает свою точку зрения В.А. Белозорович. -- Исторический процесс сложный и непредсказуемый. В науке нет прямых магистралей.
В таком случае пожелаем учёному-историку зелёного светофора на его исследовательском пути.
И. БОЧКО
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад