Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь в 2022 году.
1.Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов.
1.1 Излишне начислены обязательные страховые взносы:
на суммы компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь (нарушен пункт 3 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень);
на суммы выходного пособия при прекращении трудового договора (нарушен пункт 2 Перечня);
на сумму материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка;
на сумму материальной помощи с направлением средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, оказанной в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об оплате труда работников бюджетных организаций» от 18.01.2019 № 27 (нарушен пункт 7 Перечня);
на суммы возмещения работникам оплаты за проезд (нарушен пункт 9 Перечня);
на выплаты, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей, полученные работником в виде материальной и (или) иной помощи. При условии, что в течение календарного года общая сумма соцвыплат не превышает установленный по каждому работнику предел (по основному месту работы – 2440,00 руб., по внешнему совместительству – 161,00 руб.) (нарушен пункт 13 Перечня, действующего с 01.01.2022);
на сумму единовременной выплаты молодому специалисту в связи с переездом в другую местность (нарушен пункт 3 Перечня);
на сумму денежной помощи молодому специалисту, выплаченную в соответствии с Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (нарушен пункт 13 Перечня действующего с 01.01.2022).
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З (далее – Закон № 118-З) излишне поступившие суммы взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения имеющейся у плательщиков задолженности перед Фондом, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщикам в течение 10 рабочих дней после подачи ими в органы Фонда заявления о возврате сумм взносов с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности в бюджет фонда.
1.2 Не начислены обязательные страховые взносы:
на сумму денежной помощи молодому специалисту, оказываемую в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;
на материальную помощь к юбилею;
на материальную помощь воинам-интернационалистам ко Дню защитника Отечества;
на материальную помощь к Международному Дню 8-е Марта;
на материальную помощь женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
на сумму вознаграждения работникам, состоящим в трудовых отношениях, за участие в работе наблюдательного совета общества;
на сумму премии в связи с занесением на Доску Почета;
на сумму материальной помощи многодетным семьям;
на сумму материальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
на вознаграждения по гражданско-правовым договорам;
на сумму выплат студентам высших учебных заведений при прохождении производственной и преддипломной практики;
на сумму доплаты по основному месту работы неосвобожденному казначею первичной профсоюзной организации;
на сумму единовременной выплаты при достижении пенсионного возраста.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 118-З не внесенная в установленный срок сумма взносов в бюджет фонда является недоимкой. К недоимке относится задолженность плательщика по взносам в бюджет фонда, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты взносов в бюджет фонда и расходования средств фонда, в том числе при представлении плательщиком отчетности в орган Фонда по месту постановки на учет. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 118-З на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы выплат и обязательных страховых взносов.
2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.
2.1 Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
на сумму выплат, начисленных в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда;
на суммы отпускных за период отпуска, который не входит в профессиональный стаж (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании" (далее - Закон № 322-З.
Излишне поступившие в бюджет Фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии возвращаются плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления (статья 19 Закона № 118-З).
2.2 Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
на суммы материальной помощи по заявлениям в связи с тяжелым материальным положением;
на сумму заработной платы, начисленной работнику за период, когда он подлежал страхованию на профессиональное пенсионное страхование;
на сумму выплат в пользу работников, носящих социальный характер (материальная помощь, питание);
на сумму единовременной выплаты на оздоровление; на сумму перерасчета заработной платы; доплаты за работу по совмещению; на сумму заработной платы за дни трудового отпуска, следовавшего за днями, в которых застрахованное лицо было занято на работах с особыми условиями труда (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона № 322-З).
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой, на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.
3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.
3.1 Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Сроки уплаты и суммы обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены статьями 8 «Сроки уплаты взносов», 14 «Порядок перечисления взносов» Закона № 118-З. Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование установлены статьей 21 «Обязанности плательщиков» Закона № 118-З.
В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
4. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности встречаются следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):
в нарушение пункта 2 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено при отсутствии права на него (на день наступления случая временной нетрудоспособности отсутствует уплата обязательных страховых взносов);
в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в период временной нетрудоспособности включен день, за который начислена заработная плата;
в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено по день установления инвалидности включительно;
в нарушение пункта 16 Положения по ВН № 569 по непрерывному случаю временной нетрудоспособности назначены пособия, как по разным видам; при расчете пособия из минимального размера применен неверный размер бюджета прожиточного минимума; пособие за период временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%; пособия назначены ниже минимального размера;
в нарушение подпункта 18.5 пункта 18 Положения по ВН № 569 пособие за период ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет, а также за период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его медицинской реабилитации назначено в размере 80%, а следовало 100% среднедневного заработка;
в нарушение подпункта 19.2 пункта 19 Положения по ВН № 569 при исчислении пособия не учтена неявка на прием;
в нарушение пункта 21 Положения по ВН № 569 при исчислении пособий по временной нетрудоспособности неверно определен расчетный период;
в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, следовало исключать только сами периоды;
в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода, на которые делится заработок, исключены дни, приходящиеся на выходные дни и отработанный согласно табелю день временной нетрудоспособности;
в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569 в случае, когда число календарных дней расчетного периода составляет менее 30 календарных дней, пособие рассчитывали из фактически отработанных дней и суммы заработка, а следовало из тарифной ставки;
в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособий работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (материальная помощь), включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;
в расчет пособия не включались индексация заработной платы, доплата до минимальной заработной платы;
в расчет пособия сумма премии включена не пропорционально отработанному времени;
в расчет пособия лицу, работающему по трудовому договору, включено денежное вознаграждение за работу по гражданско-правовому договору;
в нарушение пункта 25 Положения по ВН № 569 пособия назначены за меньшее (большее) количество календарных дней, чем удостоверено листком нетрудоспособности;
в нарушение пункта 27 Положения по ВН № 569 неверно учтены суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам.
Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).
Мостовский районный отдел ФСЗН
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад