Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь во 2 полугодии 2023 года.
1. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):
в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств;
в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;
в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 11 Закона № 7-З неверно определен размер пособия в связи с рождением ребенка, действующий на дату рождения;
в нарушение требований пункта 2 статьи 12 Закона № 7-З пособие на ребенка в возрасте до 3-х лет назначено и выплачено работающему дедушке, которому отпуск по уходу за ребенком не представлялся;
в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона № 7-З пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет назначено в размере 25% наибольшей величины прожиточного минимуму, следовало назначить 50%;
в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей выплачены по день достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет включительно, следовало не позднее дня, предшествующему дню достижения им возраста 18 лет;
в нарушение подпункта 3.4 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено и выплачено не со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
в нарушение подпункта 3.5 пункта 3 статьи 22 Закона № 7-З пособие на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет назначено не со дня рождения младшего ребенка, а со следующего;
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.
2. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
В нарушение пункта 15 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку неверно определен коэффициент размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;
в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
3. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.
В нарушение статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» неверно определен размер пособия на погребение.
В соответствии со статьей 10 Закона № 118-З сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.
4. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.
4.1 По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».
представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).
В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
при предоставлении сведений по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» неверно отражены дата и номер приказа при переводе на другую работу; не отражены сведения о переводе на другую работу, присвоении разряда по профессии рабочего (нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
4.2. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».
В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (нарушен пункт 16 Правил);
отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; при предоставлении сведений по форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» в разделе 1 «Сведения о сумме выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносов» неверно отражены суммы единовременной выплаты на оздоровление (не в месяце выплаты, а в месяце, на который приходится отпуск) (нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);
в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» некорректно отражаются периоды с видом деятельности «ДЕТИ50», «ДЕТИ100», ДПОСОБ50», «ДПОСОБ100» (неверно отражены сведения о периоде выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не отражен период, когда работник прерывал отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет); неверно отражены периоды с видом деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ПОСОБИЕ», «ДОГОВОР» (нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
4.3. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».
В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:
некорректное отражение в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда: из периода работы с особыми условиями труда не исключены выходные и праздничные дни, которые следовали за периодом, в котором работник не подлежал ППС);в периоды работы с особыми условиями труда включены периоды, в течение которых застрахованные лица не были заняты на работах с особыми условиями труда и не подлежали профессиональному пенсионному страхованию (выходные дни, следующие за периодом, в котором работник не подлежал ППС, периоды, предоставления отпуска без сохранения заработной платы, период освобождения от работы с сохранением средней заработной платы, прогулы) (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
5. Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты населения
При проверке правильности предоставления отчета о средствах Фонда социальной защиты населения формы 4-фонд установлены следующие нарушения:
неверно отражались за 2022 год сумма частичной доплаты за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление; сумма расходов, произведенных плательщиком (нарушены пункты 17, 21, Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.12.2021 № 85).
За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Пётр ДУБАКОВ
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад