Более половины выпускников школ нашего района нынешнего года поступили в высшие учебные заведения. Шесть девушек и юношей по итогам централизованного тестирования получили свыше 90 баллов.Эти впечатляющие цифры, ласкающие слух и воображение педагогов, а также родителей новоявленных студентов прозвучали на районной августовской конференции. Успехи, как говорится, на лицо, повод для радости более чем очевиден. Основная тема разговоров: кто и куда поступил.
На тех родителей, дети которых по той или иной причине не попали в вузы, знакомые в большинстве своем смотрели с сожалением как на неудачников. Стала невольным свидетелем разговора, когда одна мама поучала другую, у которой дочке не повезло с поступлением в вуз:
— Я же тебе раньше советовала не жалеть денег на репетиторов, а вы занимались с ними только в одиннадцатом классе, а надо было начинать раньше, с класса девятого. И еще: раз недобрали баллов в медицинский университет, надо было идти в аграрный, там ведь предметы сдавали те же самые, что и в медицинский, а проходной балл гораздо ниже. Дипломы же везде одинаковые выдают, а потом не обязательно работать в сельском хозяйстве, — как главный аргумент привела мама удачливой уже студентки.
Анастасия, на централизованном тестировании набрав около 280 баллов, не прошла на бюджетную форму обучения в медицинский университет и чтобы не утруждать родителей, которые учили в вузе еще и старшую сестру, пошла в медицинский колледж, потому что грезила только о медицине и уж никак не хотела быть агрономом или зоотехником. По крайней мере, у меня эта настойчивая целеустремленная девушка вызвала уважение и восхищение, и уж никак не сожаление и порицание.
Думаю, со временем Настя осуществит свою мечту и станет хорошим врачом. И, наверное, не получат удовлетворения от учебы, полученного диплома а позже и от работы тот агроном или учитель, которые пришли в соответствующие вузы только потому, что туда проще было поступить, а на получении высшего образования настаивали родители. Недавно довелось делать ремонт в квартире. Натяжные потолки были сделаны довольно быстро и качественно. Строители оказались ребятами ма
стеровыми, могут выполнять многие виды ремонтных работ. О некоторых новинках я, не очень сведущая в строительных делах, даже и не слышала. Интересуюсь, где они учились строительным специальностям. В ответ оба лукаво улыбаются:
— Мы окончили Гродненский аграрный университет, один из нас агроном, а другой -- зоотехник. По специальности отработали, как положено, два года, зар-плата в сельском хозяйстве не ахти какая, а нам надо семьи кормить, вот и решили отправиться в свободное плавание, зарегистрировавшись индивидуальными предпринимателями, стали заниматься строительными работами, — поясняет свой профессиональный выбор несостоявшийся агроном Виктор. По стечению обстоятельств мастер, который делал шкаф, тоже оказался по профессии агрономом. Ребята зарабатывают деньги и о своих дипломах даже и не вспоминают. На вопрос, зачем было тратить пять лет на учебу, отвечают коротко: «Глупее от этого мы не стали, а диплом -- не мешок с камнями, который тяжело таскать, а вдруг пригодится!»
Сегодня высшее образование получить стало проще, чем двадцать лет назад. Даже если оценки у молодого человека в аттестате далеки от образцовых, а родители настаивают на учебе в вузе, и кошелек их не пустой, можно смело штурмовать университеты, а родители готовы оплачивать учебу. И штурмуют, даже те сорок процентов молодых, которые на централизованном тестировании по физике не могли набрать даже минимального количества баллов. Кому посчастливилось набрать необходимый минимум, но по результатам они не смогли пройти в престижные по меркам современной молодежи вузы, позже по объявленному дополнительному набору подались как раз в агрономы и педагоги. Через пять лет они получат дипломы, а вот придут ли работать в аграрный сектор или школы , лично я утверждать не берусь.
Сегодня уже никого не удивляет слесарь -сантехник с наличием диплома о высшем образовании. Киношный сантехник Афоня с вечно синим носом, к счастью, остался в прошлом. У сегодняшних сантехника, штукатура, крановщика, токаря через одного может оказаться какой угодно диплом. Плохо это или хорошо, утверждать не берусь.
Мои ровесники в своё время к выбору профессии, получению образования относились более осознанно и серьезно. Те, кто в школе не проявлял прилежания к наукам, о высшем образовании не мечтали. Иногда, чтобы поступить в желаемый вуз на любимую специальность, надо было выдержать серьезный конкурс — до десяти человек на место. Моя знакомая в свое время на факультет журналистики поступила только с четвертой или пятой попытки. Ни о какой другой профессии она даже и слышать не хотела. Поступила, успешно окончила университет, и ни одно десятилетие работает в газете. В этом она нашла свое призвание и, наверное, счастье… Е. ЦЕСЛЮКЕВИЧ
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад