Современный школьник далеко не похож на своего предшественника из восьмидесятых-девяностых годов. Влияние времени прослеживается в школьной подготовке учеников. Для первоклассников есть большой выбор различных рюкзаков, необычных размеров и форм ярких фломастеров, забавных ручек, точилок в виде зверушек и машинок, да и школьную форму можно подобрать по вкусу, удобную и модную.
К примеру, почти у всех детей теперь есть мобильные телефоны, наушники, они слушают современную музыку, пользуются всевозможными гаджетами, ноутбуками и многим другим. Иногда студенты, вспоминая свое веселое детство, считают себя немного ущербными и отстающими по сравнению с подрастающим поколением школьников.
В детстве наших родителей все было далеко не так, по-другому. Они радовались всему, что было, потому что детство есть детство. Смотришь фильмы а-ля семидесятые-девяностые: «Большая перемена», «Доживем до понедельника», «Вам и не снилось». Чем они замечательны? Именно после просмотра таких старых добрых фильмов у меня появляется непреодолимое желание поучиться в то время, почувствовать все то, что ощущали дети совет-ского времени. Они радовались новым тетрадкам, обложкам, вкусным булочкам в столовой…
Тетради с промокашками... Современные дети могут и не знать, что это такое. Это были простенькие, без рисунков и надписей тетради. На обратной стороне часто была напечатана таблица умножения, правила поведения школьников, ну или слова к песням: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Орленок», «С чего начинается Родина» и т.д. Тетради были далеко не красочные: грязноватых оттенков, частенько без полей. Писали чернилами, но аккуратность подводила: все равно без клякс не обходилось. Да и, вообще, не укладывается в голове, как можно было так писать. Шариковыми ручками в советское время было разрешено пользоваться в конце семидесятых годов. И все школьники вздохнули с облегчением. Это теперь считается, что чернильная ручка – довольно необычно. А ведь в странах Востока до сих пор пользуются чернилами, чтобы записывать каллиграфические знаки. И вот, дабы не ждать долго, пока страница с чернилами будет сохнуть (тогда и упустишь весь материал, что рассказывает учитель), брали листы-промокашки и накладывали на записи. Когда-то я нашла парочку таких тетрадей на полке в шкафу: не могу не отметить, тогда мне казалось это немного странным, но жутко интересным. Не отставала от мамы с бабушкой, постоянно расспрашивала, что же это за листики и почему у нас таких нет. Но больше вопросов у меня возникало по поводу школьной формы.
Знаете, никогда не любила скучные и стандартные пиджаки и брюки. Всегда хотелось чего-то другого. Очень нравилась форма наших мам. Многие не могли понять меня, почему этот стандарт у меня вызывает такую радость. Платья коричневого цвета, фартуки белые, черные. Его носили круглогодично: осенью, зимой, весной. В этой одежде было холодно зимой и очень жарко весной. Колючая, неудобная. Чтобы разнообразить форму, девочки выбирали и шили себе сами необычные воротники и фартуки: из кружев, атласа, с оборочками. А некоторые и вовсе прикладывали на форму броши, бусины….Стильно…
Я с нетерпением ждала одиннадцатого класса. Ведь именно тогда можно надеть эту школьную форму. Коричневое колючее платьице, плиссированная юбка, ажурные белые воротничок и фартук. А еще в дополнение большие банты. Столько радости это доставляет, не поверите. Хотелось постоянно ходить в форме, чтобы не снимать ее. Как Золушка на балу. Только у нее было прекрасное платье и бал, а у нас линейка и школьная форма. Мы и придумали даже в первый школьные день прийти на занятия в форме, но школа не разрешила бы так кардинально все поменять. На этом весь коварный план и закончился.
До сих пор с наслаждением смотрю фильмы о школьной жизни детей того времени, слушаю воспоминания родителей, бабушек, и понимаю: они ценили все то, что у них было. Пусть порой средств не хватало на многое, но они радовались жизни, веселились, и детство было намного ярче.
Каждый помнит свое детское время, которое, увы, не повторится. Но воспоминания всегда смогут вернуть нас туда. Поэтому, пусть современные дети и избалованы новейшими технологиями, но они не должны потерять свои счастливые годы. Быть может, тогда спустя время они тоже смогут рассказать что-то интересное о себе уже другим поколениям…
А. МАКАР, студентка Института журналистики БГУ
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад