Так обозначил свое участие в стройотрядовском движении бывший стройотрядовец Георгий Кириллович Коробко, в то время студент Гродненского сельскохозяйственного института. Вся сознательная жизнь Георгия Кирилловича была связана с сельским хозяйством. Летом во время каникул лет с десяти-одиннадцати мальчик работал в колхозе. В Самуйловичской школе он три года возглавлял школьную производственную бригаду. В те времена такая форма трудового воспитания школьников была широко распространена, особенно в сельских школах. Вот и ученики Самуйловичской школы, начиная примерно с пятого класса, являлись членами производственной бригады. А если определить их деятельность более конкретно: девочки и мальчики занимались выращиванием сахарной свеклы. Учеников тогда в школе было много, поэтому и участок со свеклой в распоряжении ребят был немаленький— целых восемь гектаров.
Неудивительно, что после окончания школы Георгий решил поступать в Гродненский сельхозинститут на агрономический факультет по специальности «Защита растений». Он хотел научиться выращивать растения так, чтобы они не болели и давали более высокие урожаи. По твердому убеждению сельского парня и первокурсника сель-скохозяйственного вуза, никакая иная специальность не могла быть нужнее и благороднее. Правда, он тогда еще не догадывался, что приобретаемая в институте специальность приведет его самого и многих однокурсников в Крым на виноградники, в необычный студенческий стройотряд, который ребята неофициально назвали «Неман».
В конце первого курса в институт пришло письмо из Крыма с просьбой прислать к ним студентов, желательно будущих агрономов по защите растений, для обследования виноградников. Поехать на юг и поработать на виноградниках пожелали многие. Досрочно были сданы экзамены, и летом 1967 года будущих агрономов торжественно с музыкой и песнями провожали с Гродненского железнодорожного вокзала в Крым. В Минске была сделана пересадка, и дальше путь лежал на Симферополь.
В Симферополе за ребятами прислали специально оборудованную машину из совхоза с красивым названием «Крым роза». —С песнями, шутками и ветерком нас привезли в городской поселок Гуя. Первый день нам разрешили отдохнуть. Мы с удовольствием созерцали красивые крымские пейзажи, наслаждались солнцем и теплом. На следующий день главный агроном сов-хоза определил нашу задачу. Мы должны обследовать виноградники, чтобы выявить участки, поражённые филлоксерой. Это болезнь, которая поражает корневую систему, куст начинает давать меньше плодов, а позже погибает совсем. Выявлять поражённые филлоксерой кусты надо в самом начале болезни и уничтожать, иначе она может быстро распространиться и уничтожить целые плантации. Так мы начали на практике знакомиться со своей будущей специальностью. Сначала немного волновались, что можем филлоксеру не узнать. Все оказалось не так страшно. За два месяца мы обследовали 400 гектаров виноградников. Это большой объем работы, надо было перекопать каждый кустик, рассмотреть корни, выявить заболевшие. Справились со своей задачей мы на отлично, судя по зарплате в 1200 советских рублей.
И еще запомнилось: нас предупредили, чтобы во избежание желудочных инфекций сразу не ели много фруктов. Однако как можно было не попробовать вишни, черешни, которые созревали в таком изобилии и сами просились в рот! Удивительно, но в Крыму почему-то вместе с ними созревали яблоки и груши. Для профилактики желудочных инфекций местные жители нам порекомендовали виноградную «чачу». Правда, её мы употребляли умеренно, но от инфекций она нас действительно уберегла.
Впечатлили также экскурсии. Где мы только не побывали за два месяца: в Одессе, Керчи, Феодосии, Севастополе, спускались в пещеры в Новом Афоне, побывали в музее на Сапун-горе!.. А вечерами были песни под гитару, на которой играл главный агроном совхоза. Когда вернулись в Гродно загоревшими и возмужавшими, с массой впечатлений, те однокурсники, которые не поехали с нами, очень сожалели. Южный загар держался очень долго. Кто в стройотряде не бывал, не пел песни под гитару, тот не до конца ощутил вкус студенческой жизни, — делает вывод Г.К. Коробко, вспоминая свой необычно жаркий, морской и виноградный стройотряд.
Действительно, ничто так не сплачивает людей как совместная работа и отдых. Этим-то как раз и помнятся стройотряды...И потом вся жизнь Г. К. Коробко не случайно была связана с сельским хозяйством, защитой растений. Пять лет он возглавлял районную государственную семенную инспекцию, двадцать два года отработал директором совхоза «Мостовский», двенадцать лет -- председателем Мостовского районного Совета депутатов. На всех должностях и постах он трудился с полной отдачей. Об этом свидетельствуют Почётная грамота Верховного Совета и Совета Министров СССР, орден «Знак Почёта», Благодарственное письмо Президента Республики Беларусь, грамота Национального собрания Республики Беларусь и медали.
На снимках: (сверху слева и справа) -- стройотрядовские будни и отдых после напряжённого рабочего дня у Чёрного моря;(слева внизу) -- встреча бывших стройотрядовцев спустя сорок лет.
Е. ЦЕСЛЮКЕВИЧФото из личного архива Г. К. Коробко
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад