Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноГод исторической памятиГод исторической памятиБлоги наших журналистовСтанислав ЗверовичЛюди нашей МостовщиныЛюди нашей Мостовщины

«Случалось, засыпали под стрельбу пулемётов». Афганец Николай Дубицкий вспоминает армейскую молодость .

«Случалось, засыпали под стрельбу пулемётов». Афганец Николай Дубицкий вспоминает армейскую молодость .15 февраля 2022 — 09:53

Николай Дубицкий родился в живописном месте Мостовщины в небольшой деревеньке Макары на берегу Щары. Старшеклассником, изучая в Куриловичской средней школе республики Средней Азии, и представить себе не мог, что вскоре окажется там. И не туристом, чтобы увидеть красоты тех мест, а на войне.

Плыли плоты по реке

В молодости отец Юльян Ильич  трудился на сплаве леса, мама Нина Георгиевна работала в полеводстве. Отец рассказывал, что брёвна по реке поступали для переработки на Мостовский ФанДОК. Николай видел, как вдаль по Щаре уходили многочисленные плоты с древесиной. Длинной вереницей плыли они по реке каждый день и медленно уходили за горизонт в неизвестность. Паренёк не раз думал: «Увидеть бы, где и как её перерабатывают, что изготавливают, наверное, это очень интересно». Окончив школу,  Николай решил пойти на работу на  предприятие, название которого в семье и деревне было на слуху.

Его приняли в лесопильно-деревообрабатывающий цех. Работа пареньку понравилась. К молодёжи уважительно относились, помогали овладеть профессией старший мастер Владимир Голубев, сменный мастер Михаил Жвирбля, опытные работники. Тогда он не знал ещё, что будет работать на предприятии долгие годы, вот уже свыше 35 лет.

От Гродно до Иолотани

Вскоре призывника Николая Дубицкого вызвали в военкомат и предложили учёбу в Гродненской автошколе ДОСААФ. «Будешь учиться на водителя БТРа, в армию пойдёшь уже подготовленным специалистом», – сказали там.

Он был не против. С техникой до этого не имел дела, а получить специальность представлялось для сельского паренька неплохой возможностью. Быстро изучил техническую часть бронетранспортёра, несколько раз самостоятельно совершил поездки на полигоне, получил документ и вернулся в свой лесоцех. А осенью 1987 года его призвали в армию. На сборном пункте в Борисове он узнал, что его зачислили в команду 20 «А». Уже тогда не было секретом, что литера «А» в названии команды означает Афганистан.

Молодёжь в те времена была настроена патриотически. «Афганистан так Афганистан, – думал Николай, – службу Родине надо нести везде, где прикажут». Правда, немного удивился, что из его маленькой деревни Макары он уже четвёртый призывник, кто идёт служить в эту далёкую страну, где идёт война. Первым пошёл Николай Дудко, потом его брат Анатолий, с которым Николай Дубицкий учился в одном классе, затем Анатолий Копать.

Об этом и многом другом размышлял, когда пять суток добирались через Москву до Ашхабада. Затем на грузовиках доставили на полигон в Иолотань. Николая Дубицкого зачислили в учебную роту  для подготовки водителем БТР-70. Учились там всю зиму. И хотя в тех местах очень сложные  климатические условия, жили в палатках, постепенно привыкая к суровому армейскому быту.

– И в Гродно, в школе ДОСААФ, и в Иолотани в учебной роте я учился на водителя БТР, – вспоминает Николай Юльянович. – Но насколько разной была учёба! На малой родине была тихая мирная жизнь, а здесь готовились ко всему, что нужно знать на войне. Технику изучали самым тщательным образом, как и её боевое применение. Члены экипажа учились заменять друг друга. Николай мог быть и стрелком, и пулемётчиком, умел пользоваться приборами наблюдения и вести огонь из разных видов вооружения, работать на радиостанции и многое другое.

В то время стало ясно, что применение гусеничных танков в гористой местности Афганистана не даёт должного эффекта. А вот колёсный БТР-70 показал свои лучшие качества. У него был хороший броневой корпус,  мощное вооружение. Огонь могли вести одновременно два пулемёта – 7,62 мм и 14,5 мм и восемь стрелков десанта из автоматов. Но главное, эта двенадцатитонная машина легко преодолевала бездорожье, успешно двигалась по пересечённой местности. Она могла быстро доставить бойцов к месту боя и поддержать  сильным огнём. Но надо было знать, как умело использовать её возможности. Этому и учились каждый день. Понимали, вскоре может пригодиться в бою.

Дороги  Афганистана

В  феврале из 300 курсантов учебной роты отобрали 40 человек, наиболее успешно прошедших обучение,  и приказали готовиться к отправке в Афганистан. Прощание с сослуживцами было недолгим, и вот уже военный самолёт доставил их в Кабул. Сразу почувствовалось, что здесь идёт война.  Столица Афганистана была окружена тремя кольцами обороны. То и дело слышалась пулемётная стрельба. Случалось,  даже засыпали под стук пулемётов.

Вскоре Николай Дубицкий и его новые товарищи узнали, что служба их здесь будет немного необычной. Они будут обеспечивать охрану советских военных советников, которых тогда было много в армии Афганистана. К каждому батальону афганской армии были прикреплены три-четыре офицера, к полку – четыре-пять. Их безопасность возлагалась на батальон, где служил Николай Дубицкий. 

Штаб части был в Кабуле, но точки размещались по всему Афганистану. К дальним переходам он был готов, потому что ещё в учебной роте проходили 500-километровый марш, где хорошо узнал, на что способен БТР-70.

Во время боя и различных мероприятий военные советники находились в БТРах под защитой брони и наших солдат. Так их доставляли из Кабула в Кандагар и многие другие провинции. Дорога по воюющей стране всегда представляла собой опасность, но воины батальона умели отразить любое нападение. Что не раз и случалось. Часто залогом успеха и выхода из трудной ситуации была безотказная работа двух моторов БТРа общей мощностью 240 лошадиных сил, которые берёг и квалифицированно обслуживал водитель Николай Дубицкий. Ведь заглохшая машина представляла для душманов хорошую цель, и этого допустить было нельзя.

Вскоре начался массовый вывод войск из Афганистана, и воин вернулся в Союз с наградами живым и невредимым. Служил в городе Кызыл-Арват в батальоне связи  58-й Краснознамённой Рославльской мотострелковой дивизии. Было приятно, что с честью выполнил свой интернациональный долг, но все мечты теперь уже были про Мостовщину, про родной дом. Николай понимал, как тревожились его родители и те семьи, чьи сыновья служили в Афганистане. И переехав границу, сразу написал письмо домой: «Я жив, уже в Союзе, скоро вернусь».

Теперь в лесоцехе трудится сын

Молодые парни в те годы часто уезжали на крупные стройки страны, которых было великое множество. Один БАМ чего стоил. Но Николай часто вспоминал свою работу на ФанДОКе, и решил что от добра добра не ищут, лучше всего будет, если он вернётся на предприятие в свой лесоцех. Того здания на берегу Немана, где он начинал свой трудовой путь и куда вернулся после армии, теперь уже нет. Вскоре построили новое. Там он работал продолжительное время.

– Годы быстро бегут, – рассуждает Николай Юльянович. – В прошлом году на предприятии опять был построен новый лесопильно-деревообрабатывающий цех. Теперь там  работает мой сын Виталий. Трудится добросовестно, как мы когда-то. Правда, мы в своё время таскали вагонетки с древесиной, а теперь ручного труда там почти совсем нет, всё компьютеризировано. На «Мостовдреве» в фанерном цехе работает и жена Инна Ивановна. Так что мы все связаны с предприятием.

Вот уже три года Николай Иванович трудится в охране «Мостовдрева».

– Очень порядочный, добросовестный и отзывчивый человек, – отзывается о нём руководитель охраны Юрий Пецевич. – Словом, настоящий афганец.

Станислав ЗВЕРОВИЧ

Фото автора


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио