Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноНаука и образованиеНаука и образованиеБлоги наших журналистовСтанислав ЗверовичНовости МостовщиныЧто? Где? Когда?Юбилейные даты80 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков

Шли на «железку» партизаны

Шли на «железку» партизаны04 июля 2024 — 10:00

К 80-летию освобождения Мостовщины от немецко-фашистских оккупантов

У Заполья прогремел взрыв…

На заседании Школы Активного Гражданина  ученики из Песок знакомились с  действиями партизан в годы Великой Отечественной войны. Зашла речь и о подрыве немецких военных эшелонов.

– Подорвать поезд – не разгромить вражеский гарнизон в открытом бою, – сказал один из учеников. – Чтобы ночью подложить мину под рельс, особого напряжения не требуется.

Захотелось рассказать молодому поколению, как же это было на самом деле. За помощью мы обратились к директору заказника «Липичанская пуща» Андрею Воробью. Андрей Михайлович встречался с бывшими партизанами, знает про «рельсовую войну», в том числе и из воспоминаний  командира партизанской бригады имени Кастуся Калиновского Николая Войцеховского. Мы и расскажем про один из таких эпизодов.

…В ставке Гитлера в Вольфшанце шло совещание. В докладе о партизанах ему показался странным факт крушения поезда на территории  рейха. Он поинтересовался, где именно полетел под откос эшелон с боеприпасами. На карте указка дежурного офицера описала едва заметный овал: Мосты-Гродно.

– Кто?

– Советские партизаны. Бригада Войцеховского, – больше офицер ничего сообщить не мог.

А комбриг Николай Войцеховский записал тогда в «Дневнике боевых действий»: «Сегодня 22 июня 1943 года. Миновало два года войны. Решили в этот день поднести фашистам «подарки». Взорван эшелон на участке железной дороги Мосты – Гродно в районе деревни Заполье. Для большей надёжности взрыв произвели двумя зарядами. Минировали А. Тризна, С.  Чудинов, В. Александров, Б. Белов, Д. Табунов, И. Соколец, К. Щербаков. Операцию можно считать отличной».

Комбриг поблагодарил ребят. Ещё бы! В самом глубоком тылу врага в день второй годовщины нападения на Родину показать ему, что он здесь не хозяин, уязвим и обречён.

Операция была сложной. Главный вопрос: где взять тол, чтобы взорвать паровоз? Помог случай. Рядом с бригадой имени Кастуся Калиновского остановился лагерем отряд «Боевой» генерал-майора Фёдора Капусты. Когда генерал побывал в бригаде, её командир Николай Войцеховский попросил помочь с толом. Фёдор Капуста выделил 8 килограммов взрывчатого вещества.

Было решено взорвать эшелон двумя зарядами, одновременно забросав гранатами паровоз. После взрывов обстреляли ружейно-пулемётным огнём весь состав. Часть охраны была перебита, часть убежала в лес. Взрывами был разрушен паровоз и большинство вагонов, движение по железной дороге было остановлено на сутки. Один из участников той диверсии – начальник штаба бригады Сергей  Чудинов – после войны работал председателем Мостовского райисполкома.

Этот случай вдохновил партизан. Следующую диверсию они совершили на участке железной дороги Гродно-Волковыск.

… Последние инструкции командира, напутственное слово комиссара, и группа партизан цепочкой по кладкам через болото вышла из партизанского лагеря на боевое задание. Уже в сумерках подошли к Щаре, быстро нашли брод, разделись и перешли реку. Начал моросить дождь. В двух шагах ничего не было видно. Через каждые 5-6 километров группа останавливалась и  сверяла маршрут. Партизана Витю Табунова накрывали плащ-палаткой, он доставал компас, подсвечивая его фонариком. Темп следования был высоким – за ночь сделали только один привал. Уже почти на рассвете вышли к речке Зельвянке недалеко от Пацевич. Перешли речку вброд, вода в некоторых местах застилала глаза, намокла одежда. Кое-как оделись и бегом направились к спасительным кустам левее деревни Пацевичи. Пересечь дорогу Пески-Кремяница партизанам не удалось, так как по ней началось движение немецкого транспорта. Двигались машины, мотоциклисты и полицаи на телегах. На болотистых кочках в кустах дождались вечера. Лил дождь – ни покушать, ни костёр развести и обсушиться.

Дождались вечера и перебежали дорогу, добрались до спасительного лесочка. Здесь командир группы сообщил, что вскоре необходимо перейти дорогу Волковыск – Мосты, здесь недалеко от Песок немцы делают частые засады на партизан, идущих к «железке», и надо соблюдать величайшую осторожность. Так оно и случилось. Не доходя до дороги, услышали приглушённую немецкую речь и увидели огонёк сигареты. Засада! Партизаны повернули обратно и, сделав круг, перешли дорогу в другом месте.

Шли  всю ночь и только к утру вышли к железной дороге в лесном массиве. Здесь разведали местность, развели костёр, немного обсушились и покушали. Весь день следили за движением поездов, за состоянием охраны. Вдоль железной дороги стояли столбы с натянутой колючей проволкой, а на расстоянии километра друг от друга возвышались холмики с амбразурами. Сама железная дорога в этом месте была поднята на высоту около трёх метров. Ров возле неё был заполнен водой. Была понятно, что операция будет очень сложной, поэтому тщательно готовились. Распределились, кто будет минировать, кто прикрывать слева, справа и сзади. Руководитель группы Митя Табунов решил использовать для подрыва заряда электродетонатор. Проверил на язык напряжение батареи, соединил выводы, чеку аккуратно положил в карман куртки.

Минировать решили между двумя блиндажами охранения. Подползли к проволоке и в свете луны увидели закреплённые на ней различные железки. Действовать надо было очень осторожно. Тем более что недалеко находились местные крестьяне, которых немцы привлекли к охране железной дороги. Они сидели на рельсах и, ничего не замечая, разговаривали.

Заминировав рельсы, партизаны тем же путём осторожно вернулись в лес. Ждали военного эшелона. Его фонари показались ближе к часу ночи. Вскоре прогремел взрыв. Задание было выполнено. Отойдя на безопасное расстояние, сделали привал. И тут обнаружилось, что сухари и сало, выданные на трое суток, закончились. В деревни за продуктами недалеко от железной дороги было заходить опасно, там могли быть немцы или полицаи. Приходилось терпеть. Вскоре вернулись в отряд. Через две недели от связных узнали, что в ту ночь на мину наскочил эшелон с авиамоторами, паровоз и 19 вагонов полетели под откос.

А командир бригады Николай Войцеховский и начальник штаба Сергей Чудинов уже задумывали следующую операцию по уничтожению эшелона врага. Каждая  проходила с величайшим напряжением сил. На «железку» по-прежнему ходили только самые опытные партизаны.

Станислав ЗВЕРОВИЧ

Фото из архива


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио