Он романтик, который не боится опасностей. И психолог, которому изливают душу. И весельчак, у которого всегда в запасе парочка интересных баек. И гид по местным достопримечательностям. И визитная карточка города. А если потребуется, может быть и справочной, и обменным пунктом, и даже решалой… А вообще, он водитель авто с желтыми шашечками. Он таксист. Сегодня представители этой профессии отмечают свой профессиональный праздник. Кто из лидских таксистов владеет рукопашным боем, что такое «синдром случайного попутчика» и почему никто не знает, сколько таксомоторов сейчас в Лиде? Об этом (и не только) читайте далее.
Днем Витольд Кахно ремонтирует дороги (он работник ЖКХ), а вечером таксует, рассказывает lidanews.by. Говорит, чтобы его семья ни в чем не нуждалась, готов вкалывать хоть круглые сутки. В такси подрабатывает уже третий год. Сперва ездил на арендованной машине, потом купил свою и зарегистрировался как индивидуальный предприниматель.
– Никогда не забуду свое первое дежурство на собственном авто: нетрезвого пассажира стошнило прямо в новенький салон. Было до чертиков обидно. Если честно, пьяные клиенты – это реальная проблема для нас, таксистов. Одни засыпают прямо в машине, другие не оплачивают проезд, а третьи и вовсе лезут в драку. На случай, если придется иметь дело с последними, у меня всегда под рукой газовый баллончик.
Но молодой таксист уверяет: вежливых и адекватных пассажиров в разы больше. Кто-то чаевые оставит, кто-то домашней выпечкой угостит, а кто-то просто добрым словом настроение поднимет.
– Подвозил как-то пожилую женщину, – вспоминает Витольд. – А у нее в сумке что-то так аппетитно пахло – аромат на всю машину… Я тогда голоден был, и в животе непроизвольно заурчало. Бабушка, наверное, это услышала. Покопошившись в своих вещах, она протянула мне доверху наполненный пакет с еще теплыми пирожками и так по-матерински, по-доброму, сказала: "Кушай, сынок, на здоровье". Помню, я настаивал, что денег с нее не возьму. Но женщина все равно за проезд заплатила. Побольше бы таких сердечных людей на нашем пути!
Женщина-таксист: "А ведь по борщам у меня были одни пятерки…"
Светлана Романович по образованию повар, а вот по роду деятельности – таксист. В службе 7220 работает уже почти два года. Овладеть мужской профессией ей посоветовал брат.
– Сразу я отказывалась от этой идеи, думала: “Где я, а где такси?!”, да и страшновато как-то было: пассажиры ведь разные могут быть! – делится со мной Света. – Но потом рассудила: водительский стаж у меня 21 год, на дороге – как рыба в воде, людей люблю – надо попробовать. Тем более что с работой у нас сейчас туго…
Таксистка признается: дискриминации по половому признаку никогда не ощущала. Скорее наоборот. Мужчины-коллеги всегда готовы прийти на помощь, а некоторые пассажиры предлагали даже организовать чисто женскую службу такси.
«Я смогу за себя постоять: если нужно, пойду в рукопашную»
– Вот, смотрите, палец еще до конца не зажил, – показывает мне свою руку женщина-таксист. – Пьяный клиент набросился на меня прямо во время движения. Но я сгруппировалась и остановила авто. Дальше между нами завязалась драка, он хватал меня за грудки, тряс... Но я не из робкого десятка: врезала ему с ноги так, что тот упал на землю.
Светлана признается: у них, таксистов, без взаимовыручки никуда. И хоть "дежурной кнопки" как таковой в машинах нет, при любой "стремной" ситуации она всегда держит мобильный наготове: случись что – коллеги придут на помощь. Хотя были случаи, когда на защиту вставали даже сами пассажиры.
– Помню, довезла как-то изрядно выпившего клиента до места назначения, а он заявляет: "Выходить не буду. Езжай еще куда-нибудь". А у меня уже другой заказ оформлен. Я перезвонила следующим клиентам, объяснила ситуацию, стала просить, чтобы заказ отменили. Но на другом конце провода брутальный мужской голос скомандовал: "Вези-ка ты, голубушка, этого неугомонного пассажира ко мне, разберемся". Я так и сделала. Когда к авто подошел здоровенный дядя, мой "неугомонный пассажир" поспешил ретироваться (смеется).
Самые вредные пассажиры – это женщины в возрасте 50+
– Если вы полагаете, что во время поездки таксисты разговаривают на разные темы, то вы ошибаетесь, – развенчивает мифы Светлана. – На самом деле почти все темы для разговоров – это погода, политика, отсутствие денег и качество дорог. Однако есть такое понятие, как «синдром случайного попутчика». Иногда люди готовы рассказать таксисту самую страшную тайну своей жизни, покаяться, попросить совета. Мне изливают душу чаще всего женщины. Бывает, пока доедем из пункта А в пункт Б, уже становимся подругами. Изменяет муж, съедает быт, замучило одиночество… И вот плачет такая пассажирка у меня на плече (хотя мы уже давно приехали), а я не могу ей сказать, мол, выходи из машины, у меня другой заказ. Сижу, успокаиваю, сопереживаю… Но как раз-таки женщины (особенно в возрасте) – самые вредные пассажиры. Был случай, когда дама в возрасте 50+ буквально довела меня до истерики: оскорбляла и кляла на чем свет стоит всю дорогу. Под конец пути я не выдержала и заплакала – все-таки не железная…
Авария на улице 8 Марта в канун 8 Марта
Светлана хоть и блондинка, но, вопреки стереотипам, с машиной на «ты». Крутя баранку автомобиля 20 лет, попадала в аварию только дважды. Первый раз – еще в юности, когда в нее врезался служебный «уазик». Второй – в этом месяце, как раз в канун 8 Марта.
– Вот такой неприятный сюрприз меня ждал к Международному женскому дню, - сетует Света. - Авария произошла на улице 8 Марта. Когда я выполняла заказ, в меня врезался "Мерседес", которым управлял 19-летний юноша. Он взял машину у отца "погонять" и поплатился из-за своей неопытности и безалаберности. Удар был достаточно сильный, сработали две подушки безопасности. Пассажиры, которых я везла, получили небольшие ушибы, а я «заработала» сотрясение. Поэтому свой профессиональный праздник встречаю без авто и на больничном.
Наши люди на такси в булочную не ездят?
Фраза из кинокомедии «Бриллиантовая рука», произнесенная неподражаемой Нонной Мордюковой, демонстрирует приверженность к коммунистической морали: быть скромными и жить наравне (в конкретном случае – не позволять себе «барских развлечений» в виде поездки на такси на небольшое расстояние). Эх, знала бы героиня фильма, что в наши дни и в булочную, и в школу, и даже к соседнему дому на такси еще как ездят!
– Весь этот учебный год моя дочь ездила в школу на такси, – рассказывает лидчанка Наталья Жамойда. – Она учится в третьем классе, занимается во вторую смену. Не могу сказать, что живем мы далеко от учебного заведения, но пока отпускать ребенка одного боязно. Сперва отпрашивалась у начальства, чтобы отвезти дочку на занятия. А потом приспособилась вызывать такси: даже когда я на работе, вызываю машину через приложение. Пока такси подъезжает, я звоню дочке и сообщаю, что пора выходить. Оплачиваю поездку по банковской карточке тоже через приложение. Удобно!
А вот в семье Ольги Подгайной считают, что содержать свою машину сегодня обходится намного дороже, чем каждый день ездить на такси.
– Как-то с супругом прикинули, что при сегодняшних ценах на бензин, комплектующие к авто, его техобслуживание, различные дорожные сборы и прочие расходы, связанные с содержанием личного транспорта, гораздо выгоднее ездить на такси. К слову, услуги такси – это, наверное, единственное, что сегодня дешевеет. Я сейчас говорю исключительно за свою семью, а не за всех. Мы живем почти в шаговой доступности от детского сада, школы и места работы, поэтому на далекие расстояния каждый день не ездим. А если соберемся, к примеру, в гости к бабушке, которая живет в Лидском районе, то за поездку на такси заплатим около 10-15 рублей. И это все равно будет выгоднее, чем ехать на собственной машине.
Сколько машин такси в Лиде?
Журналист «Лiдскай газеты» задалась целью выяснить, сколько же таксомоторов на данный момент работает в Лиде. Как оказалось, точных цифр не знает никто. В налоговой инспекции МНС по Лидскому району пояснили: из всех автотранспортных услуг перевозки на автомобилях такси – наименее контролируемая и управляемая сфера.
– В Республике Беларусь сейчас фактически используются три схемы для предоставления пассажирам услуг по их перевозке, – рассказывает начальник управления оперативных мероприятий Андрей Юшкевич, – Это классическая схема (то есть перевозки пассажиров на автомобиле такси) и альтернативные подходы (перевозки пассажиров на основании договора фрахтования и перевозки в рамках отношений аренды автомобиля с экипажем). В настоящий момент в нашем городе зарегистрировано более 200 индивидуальных предпринимателей и 10 юридических лиц. Но сколько у каждого из этих субъектов хозяйствования автомобилей – точно сказать невозможно, поскольку их количество меняется каждый день. Можно посчитать лишь в среднем – это порядка 500 автомобилей.
Почему Международный день таксиста отмечается именно 22 марта?
Потому что именно в этот день в 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. И были они, кстати, зеленого и красного цветов. Желтый цвет, который мы считаем традиционным для такси, появился позже, с легкой руки американского предпринимателя Джона Хертца. А узор в виде шашечек владельцы таксомоторов позаимствовали из гоночной символики, посчитав, что он больше привлекает внимание клиентов и наводит их на мысль о быстроте передвижения.
– На территории Беларуси первый таксомотор появился в 1906 году в Минске. Точную дату появления такси в Лиде назвать сложно. Условно говоря, это промежуток между 1906 и 1917 годами, – рассказывает старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея Валерий Сливкин. – В связи с началом Первой мировой войны, а также последовавшей за ней революцией о такси как виде транспорта забыли. Лишь в 1954 году такси вновь появились на улицах нашего города. Это были "Москвичи", а затем "Победы". В советское время все таксомоторы принадлежали государству. Частные такси на улицах Лиды стали появляться в середине 90-х.
Таксист из 90-х: «В рукаве у меня всегда был перочинный ножик, а под сиденьем – монтировка»
В такси Петр Гудыма уже давно не работает, да и его услугами почти не пользуется. Но при этом слово «такси» вызывает у мужчины трепет и ностальгию. Частными пассажирскими перевозками Петр Иванович занимался с 1996 по 2008 год. Говорит, это были самые «безбашенные», но и самые лучшие годы в его жизни.
– «Искра»… Это был первый кооператив такси в Лиде. Сперва мы работали по отрывным талонам, но потом законы поменялись: нужно было обязательно работать по счетчику. Так, с ходу, купить таксометр в то время было сложно, но мне по блату привезли его из Польши. Поэтому можете смело считать меня первым частным таксистом в Лиде, у которого появился счетчик, – смеясь, говорит мой собеседник.
Поглаживая свои типажные усы, Петр Иванович вспоминает: стояли лидские такси в основном возле ресторана «Аркадий» (сейчас там расположен Лидский историко-художественный музей). Цена по городу была фиксированной, а если ехать за город – о стоимости договаривались.
– Помню, тормознули меня как-то молодые люди и попросили подкинуть до Радуни (деревня в Вороновском районе. – Прим. ред.), – вспоминает свою работу в такси в лихие 90-е Петр Гудыма. – Только мы выехали за Лиду, боковым зрением вижу: один из пассажиров накручивает на кулак ремешок от сумки – готовит удавку. Я пригнулся как можно ближе к рулю и «втопил по газам». Этот прием работает почти всегда: на бешеной скорости нападать никто не рискнет, иначе разобьются все. Благо близ деревни Наркуны была автобусная остановка, там я резко тормознул и бросился прочь из машины.
Петр Иванович объясняет: действовал по ситуации. Нож в рукаве и монтировка под сиденьем не панацея. Бежать без оглядки было порой единственном спасением. Плевать на деньги и машину – лишь бы остаться в живых.
– Двое моих коллег погибли при схожих обстоятельствах: выехали в район, и нашли их только спустя пару месяцев, закопанными в лесу. Да, «бомбить» в лихие 90-е – тот еще аттракцион невиданной смелости, – признается бывший таксист. – А вот моему другу Николаю, который таксовал на малиновой «шестерке» (если он будет читать эту статью, огромный ему привет), повезло. Его скрутили и кинули в багажник. Возили так полночи, потом машину бросили, а сами скрылись. Причем такая история с ним приключалась дважды. Мы даже шутить потом над ним начали.
Но случаи, когда не было возможности позвать на помощь, скорее исключение из правил. Обычно на выручку всегда приходило таксистское братство.
– «Я 31-й, в поддержку улица Горького» – этих слов было достаточно, чтобы через секунды ко мне примчались «братки», – делится со мной Петр Иванович. – Клиент лезет в драку, отказывается платить или угрожает, и я вызываю по рации подмогу. Были такие ночи, когда мы по четыре-пять раз ездили в поддержку.
Петр Иванович уже давно сменил профессию. Теперь он не таксист, а сторож. Говорит, в его возрасте, наверное, пора выращивать рассаду на подоконнике и нянчиться с внуками, но усидеть дома он не может – темперамент не позволяет. Мужчина признается: когда глядишь на современных таксистов, порой накатывает ностальгия. Будь он на двадцатку лет моложе, снова пошел бы таксовать – есть в этой профессии своя романтика!
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!