Тридцать лет назад белорусы проснулись в новой стране: 10 июля 1994 года формально независимая Беларусь де-факто стала президентской республикой. Народ ликовал: победу на выборах одержал и стал президентом Александр Лукашенко, политик, за которого люди стояли горой. Именно ему они отдали самое ценное, что есть у избирателей, - свое доверие. Почему институт президентства и личность Александра Лукашенко стали спасительными для Беларуси? В чем проявляется уникальность белорусской модели общественного развития и за что нас ненавидят западные либералы? Какими достижениями 30-летия мы по праву гордимся? Об этом шел разговор на экспертной площадке "Беларускай думкі".
В нем участвовали руководитель Центра человеческого развития и демографии Института экономики НАН кандидат экономических наук, доцент Анастасия БОБРОВА, аналитик Белорусского института стратегических исследований, член научно-экспертного совета при ЦИК кандидат политических наук Анатолий БОЯШОВ, директор Института истории НАН кандидат исторических наук, доцент Вадим ЛАКИЗА, старший научный сотрудник Центра политологии НАН кандидат политических наук Александр МАРКЕВИЧ, председатель Белорусского союза женщин, директор национального представительства МГТРК "Мир" Ольга ШПИЛЕВСКАЯ.
- Свой исторический отсчет институт президентства в нашей стране ведет с 15 марта 1994 года, когда была принята первая в истории суверенной Беларуси Конституция, где опять же впервые в системе высших органов государственной власти предусматривалась должность Президента. На мой взгляд, стоит вспомнить, что время-то было непростое: белорусы еще не отошли от шока из-за развала Советского Союза и от всего того, что свалилось на их головы в начале 1990-х.
В. ЛАКИЗА: Что было? Несогласованность ветвей власти, тяжелейшая экономическая ситуация и растерянный, обманутый в своих ожиданиях белорусский народ, проголосовавший на референдуме 17 марта 1991 года за сохранение Советского Союза. Во всех союзных республиках наблюдалась похожая ситуация.
У нас тогда тоже преобладали пессимистические настроения, потому что Беларусь на 80 процентов являлась сборочным цехом СССР, и разрыв производственных и кооперационных связей сулил невиданные ранее трудности в экономике. А ведь к концу 1980-х республика подошла с неплохими показателями (это подтверждается исследованиями ученых, которые озвучили свои выводы на международной научно-практической конференции к 100-летию образования Советского Союза и опубликовали их отдельным сборником "Советский опыт: взгляд из XXI века"), достаточно успешно справлялась с социальными проблемами. Попросту говоря, нам завидовали многие на советском пространстве.
О. ШПИЛЕВСКАЯ: В 1994 году я только окончила школу. Хорошо помню парад суверенитетов. Сложилась ситуация, когда каждая республика бывшего Советского Союза должна была принять решение о том, каким путем она пойдет, как будет жить. Воспринимали и относились к этому процессу везде по-разному. Первыми вприпрыжку, хлопая в ладоши, побежали страны Прибалтики, которые ждали этого момента и "наслаждаются" им до сих пор.
В чисто человеческом плане… Вспоминаю, для родителей это была трагедия. Не понимали они, никто не понимал, что и как будет дальше. Боялись, что закроются большие производства, люди останутся без работы и вообще рухнет наша крупная производственная база, на которой было завязано благосостояние каждой белорусской семьи.
А. БОБРОВА:Нынешняя молодежь, которая родилась уже в годы независимости, вообще не понимает и не может понять, что такое возможно. Ольга Александровна правильно говорит: боялись потерять работу, потому что за этим стояли благосостояние и выживаемость семьи. Опасались остаться без соцпакета - социальную политику до появления института президентства у нас так и не смогли полноценно выстроить. Но тогда радовались даже крошечным по сегодняшним меркам пенсиям и зарплатам. Потому что это были обеспеченные, обязательные выплаты, и люди понимали, что пенсию они худо-бедно получат, зарплата какая-то наскребется, хотя многие предприятия находились в таком жутком застое, что сегодня в самом страшном сне не приснится.
А. МАРКЕВИЧ: Почему развалился Советский Союз и кто этому способствовал, отдельный разговор. Но вместе с ним прекратила существование плановая экономика, когда все решалось административными методами, вплоть до выделения гвоздей. По инерции какое-то время все более-менее нормально двигалось, потому что уровень жизни был достойный, кадры образованные и добросовестные. Но долго так продолжаться не могло, и вскоре закономерно начались проблемы. Зарплату стали задерживать, а кое-где на предприятиях вообще не платили месяцами или выдавали ее продукцией, которую выпускали. И люди метались, чтобы продать свою "зарплату". Словом, выживали как могли.
А. БОБРОВА: Вот он, забытый ужас тех лет: "даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общий спад производства составил 40 процентов. Сельское хозяйство отброшено на двадцать лет назад. Инфляция в 1993 году составила 1700 процентов и возрастает на 50 процентов ежемесячно. Остановлено производство на многих предприятиях, растет безработица". Это, между прочим, цитата из статьи "Отвести народ от пропасти" кандидата в Президенты Александра Лукашенко, опубликованная в "Народной газете" 14 июня 1994 года.
В. ЛАКИЗА: Если рассуждать с позиций сегодняшнего дня, то годы с 1991 по 1994-й, на мой взгляд, были временем осмысления нашим обществом будущего Беларуси, в том числе ее политического устройства. В сложившейся ситуации стал особенно очевиден запрос на сильную, действенную власть, способную быстро принимать решения.
О. ШПИЛЕВСКАЯ: Мы, славяне, так устроены: как хозяин в доме, отец в семье, так и стране нужен лидер. Считаю, что нам повезло, что в 1994 году в Конституции был прописан институт президентства. И слава богу, что к власти пришел человек, который не только отвел страну от пропасти: за 30 лет под его началом Беларусь шагнула далеко вперед. Абсолютно прав был Президент, когда на VII Всебелорусском народном собрании сказал, что мы никогда не жили так хорошо, как сейчас.
Недавно на радио вели разговор о том, почему страны Прибалтики очень агрессивно ведут себя по отношению к Беларуси. Подумайте, они же были витриной СССР, прекрасно развивающимися республиками с хорошей производственной базой. Можно вспомнить и продукцию "Дзинтарс", и микроавтобусы… Мы туда с удовольствием ездили за покупками, отдохнуть. И что случилось сегодня? Если разложить по полочкам 30 лет нашего и их пути, сразу станет понятно, в каком незавидном положении находятся эти некогда успешные республики.
А. МАРКЕВИЧ: Хотел бы подчеркнуть, что возникновение института президентства в нашей стране - закономерное и исторически обоснованное явление.
Ольга Александровна справедливо отметила, что ментально белорусам, как и большинству населению постсоветского пространства, близка идея сильной персонифицированной власти, которая способна взять на себя ответственность. Так сложилось исторически, еще с Древней Руси, Полоцкого и Туровского княжеств, где главной политической фигурой являлся князь. Так было и в годы СССР.
Конечно, дискутируя, быть Беларуси парламентской или президентской республикой, рассматривали европейский и мировой опыт. Ведь институт президентства имеет достаточно большую историю: термин "президент" впервые использовали в Конституции США 1787 года. А в Европе первыми президентскими республиками стали Франция и Швейцария в 1848-м. Сыграло свою роль появление этого института в соседних России, странах Прибалтики, Украине.
Но главное - остро стоял вопрос о деятельности власти. Верховный Совет неделями обсуждал один законопроект. Коротенько, по пять минут никто там не выступал - "спичи" такие пространные были, что можно целую библиотеку из них формировать. В обществе тем временем накапливалось раздражение от несогласованности властей, разгула преступности. Люди видели нарастающий хаос и ухудшение жизни, поэтому, конечно, поддерживали введение института президентства, они воспринимали его как спасательный круг для себя.
А. БОЯШОВ: Единоличный институт президента действительно распространен в западных политических системах. Но не стоит забывать, что в марте 1990 года в Конституцию СССР внесли поправки: отменялась однопартийная система и учреждался пост союзного президента. И уже следующим шагом стало формирование институтов президентства в национальных республиках и, соответственно, передача власти со стороны Верховных Советов президентам.
Существует точка зрения, что накануне распада СССР западные страны разработали план, согласно которому в бывших союзных республиках планировалась модель управления, которая через единоличный институт президентства позволяла бы контролировать экономические процессы на постсоветском пространстве, причем с вхождением их в ядро западной политической системы. Казалось бы, разные страны и разные президенты, но модель-то одна для всех готовилась. Но не вышло. Народ сделал выбор в пользу многообразия институтов президентства с учетом национальных исторических особенностей, в пользу расширения их функций и полномочий.
А. МАРКЕВИЧ:Мы прекрасно знаем, под кого вводилась у нас должность Президента: не "под Александра Лукашенко", а "под Вячеслава Кебича", тогдашнего руководителя Совета Министров. И все были уверены, что избирательный процесс пройдет гладко, в нужном направлении. Так, как привыкли за долгие годы, если говорить по-простому. Но люди сделали свой выбор.
О. ШПИЛЕВСКАЯ:В этом проявилась величайшая мудрость нашего народа. Ни в одной постсоветской стране не было такого: везде выбрали тех людей, которых, скажем так, заранее планировали на президентскую должность. Только у нас все пошло "не так". Потому что от земли, от народа все это было. Люди проголосовали за харизматичного человека, который боролся за дисциплину и порядок, за право белорусов быть хозяевами на своей земле.
А. МАРКЕВИЧ:А если где-то западный план и дал сбой, как в Грузии например, то ненадолго: быстро, через два-три года, президенты поменялись.
- Не зря говорят, что большое видится на расстоянии. Спустя 30 лет особенно отчетливо понимаешь, что 10 июля 1994 года, когда белорусы с ликованием узнали имя своего Президента, стало переломным днем в суверенной истории Беларуси.
А. МАРКЕВИЧ: Избранный при полной народной поддержке Президент ввел в стране по сути антикризисное управление. Будучи в соответствии с первой редакцией Конституции главой исполнительной власти, немедленно занялся восстановлением народного хозяйства, прежде всего базовых отраслей: промышленности, сельского хозяйства, строительства. Изрядно накопилось к тому времени и социальных проблем, они обострились до предела. Но главным для молодого Президента была справедливость, которую он обещал своим избирателям, и этот принцип остается сутью его политики до сегодняшнего дня.
В. ЛАКИЗА:В 1994-1996 годах происходит становление института президентства. Надо сказать, это один из ключевых моментов в летописи нашей государственности, в истории уже суверенной и независимой страны. Период очень сложный, отдельные эксперты оценивают его как острый политический кризис. И с этим можно согласиться. Почему для развития Беларуси было важным совершенствование и укрепление президентской формы правления? Президент вносит в Верховный Совет реалистичные, необходимые обществу как воздух предложения и программы по выходу из непростой социально-экономической ситуации. Но далеко не всегда находит поддержку со стороны законодательной власти. Нередко депутаты нарочно забалтывали тему, тем самым лишая Президента возможности действовать оперативно, вовремя. Как видим, Верховный Совет блокировал некоторые решения Президента, которые были направлены на укрепление государственной власти и выход из экономического кризиса.
А. МАРКЕВИЧ:Договориться с Верховным Советом не получалось, потому что каждый депутат мнил себя героем, видя бой со стороны. Этому есть объяснение: они почувствовали, что такое политика и власть реальная, вошли во вкус. Совсем недавно он трудился в науке или на производстве где-то, а сейчас - трибун национального масштаба, имеющий политический вес. Конечно, депутаты любыми силами хотели сохранить свой статус-кво. Найти баланс и консенсус в принятии жизненно важных для страны решений было невозможно.
В. ЛАКИЗА:В это сложное и переломное время Александр Лукашенко опять обращается к народу. Он же историк и понимал объективные причины кризиса и огромное историческое значение для нашей страны такого понятия, как "народовластие". Президент предложил провести первый республиканский референдум в мае 1995 года, а после обострения противоречий с Верховным Советом созвать Всебелорусское народное собрание (октябрь 1996 года) и провести второй референдум (ноябрь 1996 года), на который вынесли новую редакцию Конституции. Жители Беларуси вновь уверенно поддержали своего Президента.
О. ШПИЛЕВСКАЯ: Взять на себя абсолютно осознанно колоссальную ответственность за судьбу целой страны, мне кажется, во всем мире мало кто способен. Это говорит прежде всего о масштабе и уникальности личности, о мудрости и прозорливости политика, который всегда со своим народом, у которого он ищет и находит поддержку и исключительно в его интересах действует.
А. БОБРОВА:Если сравнивать то трудное для нашей страны время с сегодняшним положением дел, то, скажем, доля населения за чертой бедности в Беларуси с 41,9 % снизилась практически в десять (!) раз. Причем нам удается понижать этот показатель гораздо более быстрыми темпами, нежели странам Европы и Центральной Азии.
Темп экономического роста в среднем составляет более 3% за год. Европа этим похвалиться не может. Но экономика - это не просто какие-то цифры и показатели. Успешность социально-экономического развития определяется самоощущением человека, хочет ли он жить в стране, есть ли у него здесь возможности для полноценной жизни и развития, в какой мере они доступны ему. Мы даже субъективно наблюдаем: все больше граждан выходят на средний уровень и выше.
Достигнув больших социально-экономических успехов, мы акцентируем внимание на качестве. Даже вот в этих условиях, когда нас, с точки зрения экономики, пытаются загнать в какую-то ловушку. Понимаем, что надо совершенствовать образование, здравоохранение, другие сферы. Глава государства прекрасно знает эти моменты и постоянно подчеркивает: не нужно останавливаться. Надо приложить дополнительно хотя бы немного усилий каждому на своем рабочем месте, чтобы Беларусь смогла выйти на новый качественный уровень. Это то, о чем мечтают многие страны, вводя стратегии качества жизни.
А. БОЯШОВ: Тридцать лет в истории небольшой срок, но за это время удалось серьезно укрепить институт президентства, расширив его точки опоры. От модели начала 1990-х, когда под точкой опоры Президента понималась лишь политическая партия (например, в отдельных странах СНГ до сих пор только политические партии могут выдвигать кандидатов в президенты, что может приводить к лоббизму), шагнули в сторону гражданского общества, сформировав его особые инструменты взаимодействия. Это и Белорусский союз женщин, общественное объединение "Белая Русь", профсоюзы, ветеранская организация, БРСМ.
Завершающим этапом развития политической системы стало придание Всебелорусскому народному собранию конституционного статуса, что позволило вовлечь широкие слои населения в принятие решений стратегического характера. Таким образом, на данном отрезке времени мы пришли к сформированной собственной политической системе. Это дорогого стоит. В некоторых государствах данный процесс растягивается на многие десятилетия.
Правильно здесь говорят: одно дело, если преобразования проводит только одна политическая сила, и совершенно другое, когда Президент сам, тем более такая сильная личность как Александр Лукашенко, выступает инициатором реформ. Это совершенно иной этаж контроля за принятием и реализацией решений, другой уровень консолидации общества и объединения вокруг вертикали власти. Такая политическая система будет устойчивой в долгосрочной перспективе, что принципиально важно для мирного и созидательного будущего нашей страны.
В. ЛАКИЗА: Несомненно, сильный институт президентской власти в Беларуси - гарантия стабильности и поступательного развития государства и общества. Александр Лукашенко работает для страны и для народа, а не для того, чтобы амбиции удовлетворить и укрепить свою власть, как твердят наши противники. Они не хотят видеть и признавать очевидное: политическая система сильного Президента, авторитетного лидера нации, позитивно влияет на все стороны жизни общества, прежде всего на экономику. Это позволяет нам оставаться социальным государством и уверенно отстаивать свои национальные интересы в условиях сложной геополитической обстановки, уверенно смотреть в завтрашний день.
О. ШПИЛЕВСКАЯ: Президент сейчас говорит о том, что идет смена поколений. Это сложная история, которую нужно пройти без потрясений. Последние новации, в том числе конституционный статус Всебелорусского народного собрания, как раз и позволят нашей стране спокойно преодолеть этап смены управленческих кадров. Они дают возможность будущему Президенту не ошибиться, одним неверным движением не развалить то, что строилось десятилетиями, не обидеть народ. Вот это очень важно.
А. МАРКЕВИЧ: Не только не ошибиться, но и не разогнаться не в ту сторону.
А. БОЯШОВ: Беларусь - суверенное, независимое государство и модернизирует свою политическую систему так, как считает нужным. В этом контексте ВНС - общественный стабилизатор в критические моменты. Скажем, возникла реальная угроза национальной безопасности, или события приобретают хаотичный и непредсказуемый характер. Это площадка для того, чтобы договариваться и действовать сообща в интересах своей страны.
А. БОБРОВА: Мы сейчас говорим о вопросах более высокого уровня, но для нашего Президента не бывает мелочей. Случился ковид - он к бабулям в больницу поехал, неурядицы на предприятии - глава государства уже там. Потрясающая работоспособность и талант вникнуть во все, дойти до каждого, через себя пропустить проблемы простого человека - я не знаю ни одного такого политика в мире.
О. ШПИЛЕВСКАЯ: Дело даже не в том, что Президент лично чем-то занимается. Он учит чиновников по-человечески относиться к людям. И это в Беларуси становится нормой. Система по примеру главы государства выстроена так, что любой руководитель должен быть повернутым к человеку. У нас история госслужбы не про деньги и власть, а про заботу о людях. Ну где так еще, скажите?
- Может, в этом тоже причина того, что западные либералы нетерпимо и даже агрессивно воспринимают белорусскую модель развития?
О. ШПИЛЕВСКАЯ: Ответ лежит на поверхности. Как говорится, "вы слишком портите их джунгли своим раем" (улыбается). Но несмотря на закрытие пунктов пропуска и бешеную пропаганду, что мы тут недочеловеки, сами не едим и скоро заставим голодать Европу, придем туда с ядерным оружием, к нам по-прежнему по безвизу приезжает много поляков, латышей и литовцев. Пересекают границу и видят противоположную картину, абсолютно не такую, какой наполнено информационное пространство этих стран. Ну, плохой же пример для наших соседей, как можно терпеть это рядом, за забором?
А. МАРКЕВИЧ: С экономических позиций диктовать нам свои условия не получается. Мировая гегемония США теряет актуальность. Наш стратегический партнер - Китай - уже стал первой экономикой, и на мировой арене формируется целый ряд новых центров силы. Значит, надо находить иные возможности для того, чтобы доминирование сохранить. Для Запада самый лучший способ - это создать образ врага. А почему мы для них враги? Президент еще в 2021 году на совещании с вертикалью власти прямо в точку сказал: мы у себя в государстве, в отличие от Запада, нормальные, человеческие, консервативные ценности культивируем. И второй, очевидно, наиважнейший момент. Давление на Беларусь резко усилилось после 2020 года. А все потому, что планы цветной революции в нашей стране провалились. Причем на постсоветском пространстве немало государств, где это получилось провернуть даже не один раз. Везде практически удавались, только мы остановили. Вот где скрыты корни недовольства и злобы, информационной агрессии против нашего государства.
В. ЛАКИЗА: А если заглянуть глубже в историю? Ведь всегда так было. Вспомните события 1812 года, Первой мировой войны. Миллионы жертв и массовая миграция, полностью уничтоженная Сморгонь и другие населенные пункты. Потом Великая Отечественная война. Фашисты устроили на территории БССР настоящую фабрику смерти. Это был геноцид в чистом виде. Сегодня, в год 80-летия освобождения Беларуси, становятся известными все новые и новые факты немецких злодеяний на нашей земле.
И вот новейшая история. В стране сильная президентская власть, которая пользуется неизменным доверием и поддержкой народа. Но идем мы, как считают западные недоброжелатели, "не туда". Потому что не по их лекалам строим свою жизнь, а исходя из собственных национальных интересов. Вот с чего началось санкционное давление.
Помню, наши коллеги-историки из Польши удивлялись. Мол, вам денег не дают, как нам, а страна развивается: строят шикарные дороги, выплачивают заработную плату, развиваются города, идет даже масштабная реставрация объектов историко-культурного наследия.
А. БОЯШОВ: На Западе очень не нравится, что у нас обрубили каналы иностранного финансирования в политических кампаниях, иностранного вмешательства в развитие института президентства. Это кажется само собой разумеющимся, но даже на пространстве СНГ есть примеры, когда главой государства является гражданин другой страны. Для нашего Президента и политической системы в целом важно, чтобы люди самореализовались не благодаря западным грантам, работая на интересы другой страны, а могли достигнуть желаемого на Родине.
Еще один принципиальный момент, который не устраивает западные страны. У нас экспортно ориентированная экономика. Беларусь конкурирует на рынках других стран. Полностью ушли от тенденции начала 1990-х, когда, скажем, в станкостроении предприятия отдавали на откуп иностранным концернам. Мы создали заслон внешним каналам для последующего влияния на развитие политической системы государства. Сейчас мы сами финансируем и гражданское строительство, и развитие политических партий, и развиваем собственную экономику, способны самостоятельно достигать своих национальных интересов. И для этого не нужен какой-то заграничный фонд или иностранный капитал. Разумеется, я не имею в виду нормально функционирующие многосторонние фининструменты. Беларусь - открытая страна, конструктивно сотрудничающая со всеми финансовыми институтами.
А. БОБРОВА: Из-за санкций мы "включили" все возможные резервы. Может, пока не нашли новых друзей, но убедились, кто наш надежный партнер, а с кем дела иметь не стоит. Не думаю, что Запад преисполнен тотальной нелюбовью к нашей стране. Это политики в своих интересах пытаются слепить из нашей страны какое-то страшилище. Обычные люди, бизнес в европейских странах хотят с нами сотрудничать по многим направлениям. Они прекрасно знают, что белорусы - надежные экономические партнеры и отличные работники. И искренне сожалеют, что потеряли нас на своих рынках.
А Запад вместо того, чтобы разобраться со своей провальной миграционной и экономической политикой и предпринять конкретные шаги для ликвидации негативных последствий, продолжает наращивать градус эскалации с нашей страной.
Ну пускай они разбираются со своими проблемами. У нас собственный выбор и свой путь, сильный национальный лидер. Думаю, в скором времени они уже будут к нам подтягиваться, это неизбежный процесс. Главное - мы же никому ничего не навязываем, как Запад, пропагандируя ценности, от которых уши вянут. Это ужасно, я вообще не знаю, к чему там это приведет, потому что действительно в школах не математика и не история, а свобода выбора пола и тому подобное.
- Главный вопрос, который хотел бы задать участникам экспертной площадки: на ваш взгляд, какие основные достижения 30-летия и чем по-настоящему мы можем гордиться?
О. ШПИЛЕВСКАЯ: Для меня это однозначно суверенитет и независимость. В центре Европы оставаться независимой и суверенной страной, которая сама решает, как ей жить и какие ценности для нее важны, - по-моему, уникальное явление. Это то, что непозволительно для многих. Но не для нас.
Кстати, по поводу женщин - это тоже особая история. Присутствовала на азиатском форуме. Послушав, за что борются наши подруги на постсоветском пространстве, попыталась сказать им, что белорускам и отстаивать-то нечего - поддержка материнства и детства, многодетных семей и в целом женщин на постоянном контроле у самого Президента.
Первое ЭКО бесплатно - это счастье для женщины, мечтающей о детях. Благодаря этой программе в Беларуси родилось свыше 40 тысяч малышей. С трудом женщины из других стран верят, что у белорусской мамы оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком составляет три года.
А. БОБРОВА: Нигде в мире такого нет. В той же Литве маме дают возможность находиться в отпуске по уходу за ребенком три года, но он неоплачиваемый.
В. ЛАКИЗА: Уверен, большинство людей главным достижением, которым гордимся по праву, назовут нашу суверенную и независимую Беларусь - красивую и ухоженную, устремленную в будущее. Очень важно, что на первом плане сейчас наши национальные интересы, которые охватывают все стороны жизнедеятельности общества и государства.
Как ученый я не могу не отметить тот факт, что благодаря Президенту, который в свое время не дал развалить Национальную академию наук и постоянно поддерживает научное сообщество, в стране успешно развивается научная мысль, а главный ее центр - НАН Беларуси - превратился в крупнейшую научно-производственную корпорацию с многомиллионным экспортным портфелем, научными разработками мирового уровня, направленными в том числе на покорение космических просторов.
А восстановленные по инициативе главы государства историко-культурные и архитектурные объекты! Новые музеи и музейные комплексы! Тот же Археологический музей под открытым небом в Беловежской пуще! Все это служит делу формирования патриотического мировоззрения и сохранения исторической памяти белорусского народа. Важно, что мы пришли к пониманию того, что сохранение и популяризация историко-культурного наследия занимают значимую роль в структуре национальных интересов и необходимы в целях безопасности государства в целом. У нас выстроена система работы по сохранению историко-культурного наследия. В рамках общей программы "Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства" на 2021-2025 годы взаимодействуют академические институты, учреждения высшего образования, музеи и научно-практические центры. В программе восемь подпрограмм, в том числе история, экономика, право, культура, язык и литература, образование, философия, социология. А какое большое значение имеет сегодня деятельность Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь!
А. БОБРОВА: Экономический рост и при этом сохранение для будущих поколений всех наших природных благ - вот что я выделила бы как бесспорное достижение 30-летия. Та самая устойчивость развития, которой не могут достигнуть многие страны. Стараемся, и у нас получается соблюсти этот баланс, своеобразное золотое правило: экология - человек - экономика.
Еще безопасность, которую белорусы воспринимают как данность. Мы можем в любое время суток спокойно выйти на улицу, ребенок один отправится в школу, и даже охрана труда на предприятиях не какая-то формальность, а реальная защита нашего здоровья и жизни. С беспределом и разгулом преступности в 1990-х президентская власть справилась, и я уверена, что ничего подобного в Беларуси больше не будет.
А. БОЯШОВ: Первое, что отметил бы: мы сохранили президентскую республику. Это значит, что есть общественный запрос на единоличную ответственность. Беларусь также сохранила выборный характер высшей власти. Это очень важно, потому что нас подталкивали к разным решениям за эти 30 лет.
Второе - институт президентской власти позволил нам сохранить традиционные ценности. Это сегодня пользуется во всем мире огромным спросом. И третье, что выделил бы, это дружелюбие и открытость. Несмотря на беспрецедентное давление на нашу страну, мы для всех, и для того же Запада, открыты к взаимодействию, в том числе и через безвиз. Готовы общаться и сотрудничать.
А. МАРКЕВИЧ: За эти 30 лет Беларусь сформировалась как полноценное государство. Не имеем ни к кому претензий, в том числе территориальных, но и себя обидеть никому не позволим. Мы сформировались как достойная уважения нация. На белорусской земле за три де
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад