В восьмидесятилетнюю историю Гродненщины яркую страницу вписала Клавдия Заяц (Скоробогатая), уроженка Самуйлович Дольных, звеньевая комсомольско-молодёжного звена в колхозе имени М.И.Калинина, ставшая впоследствии депутатом Верховного Совета СССР и кавалером ордена Трудового Красного Знамени.
В День Конституции поздравить с 90-летием заслуженного работника пришли председатель районной ветеранской организации Ирина Серебровская, заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Марина Семенюк и директор центра социального обслуживания населения Мостовского района Елена Мелешко.
– Уважаемая Клавдия Антоновна! Искренне и сердечно поздравляем Вас с Днём Конституции и 90-летним юбилеем. Вы прожили достойную жизнь, были избраны депутатом Верховного Совета, причастны к созданию белорусской государственности. Молодой девушкой вы уже показывали пример в труде, были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Вы вырастили достойных детей, ведёте здоровый и активный образ жизни. Выражаем Вам слова благодарности за ваш трудовой путь, – сказала Ирина Серебровская, вручая букет цветов.
К поздравлениям присоединились Марина Кузьминична и Елена Васильевна, которые приехали с памятным подарком.
Всё ей нравилось, всё получалось
В послевоенное время в деревне было принято после школы оставаться в родных местах. Даже клич такой был: «Всем классом в колхоз!» Клавдия Заяц окончила среднюю школу в родной деревне Самуйловичи Дольные и в 1955 году пришла в бригаду. Здесь ей всё было знакомо, потому что каждое лето на каникулах она трудилась в поле со взрослыми женщинами-односельчанками. Они всему и научили. Смышлёной девушке не раз давал поручение и бригадир: то пробежать измерить участок поля, то провести учёт сделанных работ. Всё ей нравилось, всё у неё получалось.
Вскоре в деревне образовалось комсомольско-молодёжное звено. Девушки избрали Клавдию своим лидером. А уже через два года показатели звена стали лучшими на Мостовщине. В 1957 году звено, которое возглавляла Клавдия Заяц, получило по 950 центнеров зелёной массы кукурузы, 5,9 центнера льносемени, 6,7 центнера льноволокна и по 270 центнеров сахарной свёклы с гектара. Даже теперь, спустя многие годы и десятилетия, эти цифры впечатляют. А ведь все культуры выращивались вручную. Именно так сеяли рядами сахарную свёклу и лён, а кукурузу сажали в землю каждое зёрнышко отдельно, квадратно-гнездовым способом.
Сами несколько раз пропалывали, где надо – поливали. Только заканчивалась прополка одной культуры, как уже надо было бежать на другой участок, где подросла следующая. И так работали до осени.
Надо было выкопать и сдать сахарную свёклу, вручную убрать лён, а затем шли на копку картофеля. Но и осенью работы не кончались. Под августовские росы раскладывали лён, а затем всю зиму вели теребление. Работы добавилось, когда звену поручили выращивать ещё и табак. Осенью его собирали, сушили, а зимой выглаживали, упаковывали и сдавали государству.
– Работа была тяжёлой, – вспоминает Клавдия Антоновна. – Но как интересно и сплочённо мы жили! С песнями шли в поле, собирались на вечера, и до поздней ночи в деревне играла гармошка. А утром дружно звено опять выходило на работу. Вместе отмечали праздники, за хорошую работу получали награды, подарки.
«Мы гордимся тобою, Клава!...»
О работе комплексного звена Клавдии Заяц (так оно впоследствии стало называться), узнали на Гродненщине. Её избрали членом Мостовского районного, а затем и Гродненского областного комитетов комсомола. Стала она и депутатом Мостовского районного Совета депутатов. Тогда же и впервые побывала в Москве на ВДНХ. А вскоре была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
А вскоре произошло ещё одно событие, которое круто изменило жизнь деревенской девушки. В 1958 году она стала депутатом Верховного Совета СССР пятого созыва. В Москве познакомилась с руководителями государства Никитой Хрущёвым, Алексеем Косыгиным, Михаилом Сусловым, Анастасом Микояном, со многими известными людьми: министром культуры Екатериной Фурцевой, министром иностранных дел Андреем Громыко, маршалом Семёном Будённым, руководителями Белоруссии.
Уже на первой сессии окунулась в гущу политических событий. Председатель Совета Министров страны Никита Хрущёв выступил с основным докладом о развитии колхозного строя и реорганизации МТС. Собственной техники у колхозов не было, а та немногочисленная, что принадлежала МТС, часто не доезжала до хозяйств. Ставка делалась в основном на ручной труд. Всё это прекрасно знала молодой депутат Клавдия Заяц, этим она жила. И, конечно же, понимала, что технику надо передать колхозам и дать возможность приобретать её у государства. К тому же это облегчило бы тяжёлый труд колхозников. Депутаты высказывались также о повышении оплаты трудодней, развитии на селе социальной сферы. За такие реформы она с удовлетворением голосовала.
– Мы гордимся тобою, Клава! – сказали ей односельчане, когда девушка вернулась домой. И это придавало силы активнее заниматься общественной работой.
На работу в сельский Совет ездила на велосипеде
Участие в работе Верховного Совета СССР очень сильно расширило кругозор сельской девушки. Она стала интересоваться событиями и понимала, что необходимо повышать уровень своих знаний.
Девушка поступила в Могилёвскую советско-партийную школу, которую успешно закончила с высокими оценками. И ещё одно важное событие произошло во время учёбы в школе: там познакомилась и вышла замуж за студента Ростислава Скоробогатого.
Молодая семья получила направление на работу на Мостовщину. Ростислав Андреевич стал заместителем председателя колхоза в Зарудавье, а Клавдия Антоновна была избрана председателем сельского Совета. Здесь они трудились несколько лет. Затем новое назначение. Ростислав Скоробогатый был избран председателем колхоза имени Дзержинского в деревне Парфеновичи, а Клавдия Антоновна трудилась председателем Пацевичского сельсовета. Каждый день приходилось добираться туда и обратно на велосипеде. А вскоре в Парфёновичах организовалось отделение связи. Она перешла туда работать заведующей, это было ближе к дому. Новая работа ей понравилась. В те годы Клавдия Андреевна, несмотря на то, что была женой председателя, имела такие же «дялки» сахарной свёклы и других культур, как и все остальные женщины Парфёнович. Этим она не тяготилась, работала в поле с удовольствием, как когда-то в молодёжном звене.
Затем жизнь опять внесла свои коррективы. В стране началось укрупнение хозяйств. Колхоз имени Дзержинского был присоединён к колхозу имени Адама Мицкевича. Ростиславу Скоробогатому предложили работу директора Мостовского хлебозавода. В Мостах начала трудиться и Клавдия Андреевна. Сначала в госстрахе, затем в райсобесе бухгалтером. Коллеги всё так же восхищались добросовестностью, порядочностью и старанием этой женщины. А также приветливостью и доброжелательностью, жизненной мудростью.
…Мы зашли в квартиру Клавдии Антоновны в день государственного праздника. Как много здесь было разных цветов! Маму и бабушку поздравили дети, внуки и правнуки. От этого внимания у женщины было прекрасное настроение. Даже не верится, что у неё уже такой почтительный возраст: такая она живая, непосредственная, доброжелательная, сохранившая ясность ума и хорошую память.
– У меня трое сыновей, много внуков и правнуков, – с гордостью сказала Клавдия Скоробогатая. – Теперь наша семья – это тридцать человек. Посмотрите, сколько подарков принесли мне родные в день юбилея! Вам всем также спасибо за участие в моей судьбе.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад