Стать водителем мечтает, наверное, каждый мальчишка. Работа эта важная, ответственная. Оттого непростая. Согласно жизненным наб-людениям, пассажиры – это отдельное сообщество со своим настроением. Уметь балансировать между ними и дорогой – ловкий навык, который по силам не каждому. Водитель автобуса должен сосредотачивать внимание сразу на нескольких направлениях: обстановке в салоне, других участниках дорожного движения, непредвиденных опасностях, «здоровье» автобуса и собственном самочувствии. Приплюсовываем ко всему вышесказанному вежливость и, хорошо бы, приветливость. Ведь всегда лучше услышать на «спасибо до свидания», сказав, со своей стороны, что-нибудь приятное в ответ.
Судить о профессии шофера должен некто опытный и объективный. Для нас таким экспертом стал Денис Александрович Дорохович, ведущий инженер по организации пассажирских перевозок филиала «Автомобильный парк №9 г. Мосты» ОАО «Гроднообл-автотранс».
Об автопарке
Мостовский автопарк работает по двадцати одному маршруту. Три из них приходятся на город, пятнадцать – пригород, и два обслуживают межгород. Протяженность маршрутной сети составляет 864 километра. Это 34 километра по городу, 680 километров по пригороду и 150 километров по межгороду.
Ежедневно автобусы выполняют примерно по 75 рейсов. Самые популярные из них: городской – «Железнодорожный вокзал – Мосты Правые», пригородные – «Мосты-Щучин», «Мосты-Рогозница», междугородний – «Мосты-Гродно через Волпу». Расписание связано с графиком работы организаций и учебных заведений, а также железнодорожным сообщением.
- Когда пассажиропоток максимален?- Зимой - на городских маршрутах. С 1 мая по 30 сентября – на пригородных, когда наблюдается пик активности дачников и действует для пенсионеров удостоверение (пятидесятипроцентная скидка при предъявлении документа). А уже с сентября по май наибольшей популярностью пользуется межгород за счет студентов, выбирающих автобус «Мосты-Гродно через Волпу». Если говорить о днях недели, то в пятницу, субботу и воскресенье поток людей самый большой.
- Кто покрывает затраты автопарка на бензин и ремонт? Это дотации государства или средства местного бюджета?- Затраты компенсирует наш главный заказчик перевозок – Мостовский районный исполнительный комитет. С ним мы согласовываем все маршруты движения и изменения расписания. А вот межгород обслуживаем за счет собственных средств. Мы предоставляем автобусы для экскурсионных поездок, организации ритуальных мероприятий.
- Кто чинит автобусы?- У нас есть своя ремонтная мастерская и станция диагностики для прохождения государственного технического осмотра. К другим организациям не обращаемся. Мы сами оказываем платные услуги по ремонту и техническому обслуживанию грузовых автомобилей и автобусов, оказываем контрольно-диагностические работы (определение дымности, направления пучка света фар и их силы света, содержания СО, СН в отработанных газах, проверку суммарного люфта в рулевых тягах, эффективность торможения).
- Бывает так, что автобус ломается и рейс отменяют?- Срывов рейсов за 2014, 2015 и 2016 годы не было. Случались опоздания из-за поломок, тогда взамен выходил другой автобус. Пусть с задержкой, пусть меньшей вместимости, но чтобы не поехал вовсе, такого не бывает. Если намечается изменение расписания, развешиваем объявления в транспорте, который идет по маршруту, и частично в городском.
- Как часто необходим техосмотр и как долго служат автобусы?- Технический осмотр проходит раз в полгода. Наш автопарк не имеет возможности самостоятельно закупать автобусы. Это делает «Гроднооблавтотранс» и распределяет их по точкам. Последние поступления в Мостах были в 2014 году. Тогда мы получили один низкопольный городской автобус для посадки пассажиров с колясками и инвалидов. Немного ранее, в 2013 году, пополнились еще двумя междугородними автобусами «Неман» с системой кондиционирования на 28 мест, которые частично используем в заказных маршрутах. Списанию подлежит техника без остаточной стоимости (амортизации).
- Что это значит?- Обновляемость парка в среднем составляет десять лет. То есть в год должны заменяться десять процентов автобусов, чтобы поддерживать парк в нормальном состоянии.
- С появлением у людей собственного авто популярность автоперевозок снижается?- Оборот падает с каждым годом. Это связано с демографической ситуацией. Конечно, влияет наличие личного транспорта у большинства людей. Мы пытаемся компенсировать это за счет заказных перевозок.
- Есть конкуренция с частниками и поездами? - У нас стоимость билета до Гродно составляет тридцать тысяч. На поезде – десять. Кто выбирал железную дорогу, будет это делать и в дальнейшем. С нами те люди, через населенные пункты которых мы проходим, куда трудно добираться, где нет железнодорожного сообщения.
Наряду с нами работают проходящие через Мосты автобусы Слонимского автопарка (два оборота по четыре рейса в день) и Гродненского автовокзала по маршруту «Гродно-Новогрудок» (один оборот по два рейса ежедневно). Частников в Мостах нет.
О водителях
- От чего зависит заработанная плата водителя?
- Размер зарплаты варьируется от плана и отработанного времени, что напрямую связано с пассажирами. Если идет дождь, а людей нет - будет невыполнение. Увидеть выручку можно только от продажи билетов. Это значит, что схитрить водителю на этом не удастся. За всем следит контрольная служба.
- За что водитель может лишиться премии?- За финансовые нарушения, если взял деньги за билет и не выдал его. Билет – очень важный документ и единственный способ получить страховку в случае несчастья на дороге. Это объясняем и суть дела пассажирам, также это показатель спроса на маршрут. Возможно, он убыточен и нужно искать пути сокращения расходов. Ко всему прочему, лишиться премиальных можно за отклонение от маршрута и опоздание.
- По сколько часов в день работают водители?- У нас суммированный учет рабочего времени. В один день это может быть девять часов, в другой – четыре. Но в среднем выходит около девяти часов. Что касается работы автостанции, то первый автобус выходит на линию в 6 часов утра. Следовательно, дежурная машина начинает работу в 5.00, чтобы довезти всех сотрудников на базу для заполнения документов, медицинского осмотра и заправки транспорта.
Автостанция открывается за полчаса до первого рейса. С понедельника по четверг, а также в субботу и воскресенье это 5.40 часов. Закрытие через 30 минут после последнего автобуса в 20.30 часов. По пятницам график работы составляет 5.40-21.30 часов.
Ведущий инженер признается, что водителей в автопарке всегда не хватает. Традиционно есть «костяк» из пожилых людей и часть молодых сотрудников. Они либо уходят спустя год работы по контракту, либо задерживаются.
В завершение беседы Денис Александрович Дорохович особо отметил работу коллег из автостанции. Это старший кассир Светлана Чеславовна Демещик, билетные кассиры Елена Ивановна Дорохович, Вера Иосифовна Богдан и Валентина Ивановна Сухотская, Анна Генриховна Савко -- «хоть и молодой сотрудник, но быстро втянулась в работу, только положительные о ней отзывы». Он также подчеркнул, что городские маршруты невозможны без кондукторов, среди которых два основных - Татьяна Владимировна Гончар и Татьяна Николаевна Дубицкая.
- У всех очень ранний подъем. Приходится общаться с разным контингентом: и ругаются часто пассажиры, и нетрезвые приходят. Это крайне напряженный труд, - за-ключил ведущий инженер по организации пассажирских перевозок филиала «Автомобильный парк №9 г. Мосты» ОАО «Гроднооблавто-транс» Д. А. Дорохович. Задумайтесь об этом в следующий раз, когда будете отстаивать свои права. Немного понимания – малость, которая сделает наши будни добрее. Помните, как в той песне поется: «Научился очень скоро я попутчиков ценить, ведь хорошая дорога может книгу заменить…»
В. ТРЫНКИНАНа снимке: (слева направо) водитель И. А. СТЕПАНОВ и кондуктор Т. В. ГОНЧАР.
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад