Это большой праздник для миллионов верующих.
Православные готовятся к Радунице – это большой праздник для миллионов верующих, пишет ОНТ. Поминальные свечи зажгут сегодня – в родительский день, а вчера наводили порядок на могилах родных.
Этот обычай белорусы передают веками. Почтить предков приезжают из-за границы. И Беларусь делает все возможное, чтобы для сохранения памяти не было никаких препятствий.
Православные готовятся к Радунице. Большой праздник для миллионов верующих. Поминальные свечи зажгут завтра – в родительский день, а сегодня наводят порядок у могил родных. Эту традицию белорусы чтут веками. Почтить предков приезжают издалека, даже из-за границы. И чтобы для сохранения памяти не было никаких препятствий и границ, Беларусь сделала все возможное.
Кладбище Королев Стан – одно из старейших под Минском. Рядом с могилами обычных людей братские захоронения воинов. Еще только утро, а место для парковки авто находится с трудом. Почтить родных приходят и в одиночку, но чаще целыми семьями. Эту вековую традицию белорусы передают из поколения в поколение.
Евдокия Иванкова: «У меня уже двое внуков и правнуков, я их учу. И ухаживать нужно, и чтить память нужно до тех пор, пока мы будем чтить память, до тех пор будет мир на Земле».
Галина Клочнева: «Подгребли листья, помыли камушки, помыли памятник, сейчас вот ограду будем красить. Они немножко подросли уже, мы их специально взяли с собой, чтобы они понимали, что это такое, что нужно сохранить память в каждой семье».
Анна Полековская: «И любим, и будем любить, пока живые, ну а они на небесах пусть нас любят. Самое главное, чтобы чистота и порядок был, потому что, когда любишь, всегда чисто на душе и здесь – везде».
С собой несут цветы, лампадки, рабочий инвентарь – все, что нужно для небольшого субботника. А вот устраивать трапезы и оставлять еду на могилах усопших церковь все же не рекомендует. Не разделяет ажиотаж и вокруг искусственных цветов.
Александр Веремейчик, священник Свято-Петро-Павловского собора: «Что цветы, в принципе, пластмассовые, и еда – вот это же не церковная логика. Это отголоски наших этих вот тризоязыческих. Они не имеют к православию никакого отношения, абсолютно. Наша память выражается в добрых словах и в нашей молитве. В то, что эти люди воскреснут, в то, что мы придем к ним туда же».
Чтобы верующие успели посетить даже самые отдаленные захоронения, к празднику приурочили череду больших выходных. В столице и окрестностях для удобства жителей изменили работу пассажирского транспорта. К местам захоронений пустили дополнительные маршруты. В усиленном режиме работают коммунальные службы и Госавтоинспекция.
Анна Банадык, старший инспектор по особым поручениям главного Управления ГАИ МВД Беларуси: «Разработаны маршруты движения и объезда мест проведения мероприятий, во взаимодействии с администрацией объектов приняты меры к обеспечению комфортных условий передвижения и парковки транспортных средств. В случае изменения организации дорожного движения будут выставлены соответствующие знаки и схемы».
Позаботились об удобствах и на особых территориях. На кладбища в Чернобыльской зоне отчуждения, куда в обычные дни попасть практически невозможно, пустят без пропуска. В полосе загрязнения более двухсот заброшенных деревень. И почти возле каждой есть небольшое кладбище. Тех, кто въезжает в отселенку, просят соблюдать правила радиационной безопасности.
Василий Шабловский, заместитель начальника главного управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Гомельского облисполкома: «Использовать марлевые повязки, перчатки, пользоваться привезенной с собой водой. Особое внимание следует уделить детям, чтобы дети находились в поле видимости родителей и далеко не отходили от мест захоронений. Пребывание на этих территориях ограничено с 8:30 до 17 часов».
Специальный упрощенный режим пропуска действует и в приграничных зонах. Пункт пропуска «Привалка». Традиционно на Радуницу пассажиропоток здесь растет. На могилы предков едут белорусы, литовцы, поляки и латвийцы. Приезжают семьями и застревают в одной длинной очереди. Из-за медлительности литовских пограничников и закрытых поляками пунктов пропуска привычный путь, который прежде занимал не больше пары часов, теперь превращается в несколько суток ожидания.
Николай Сазанович, житель г. Рига (Латвия): «Родители похоронены, брат похоронен, родственников много, родился там. Ну и с сестрой вот едем вместе. В субботу утром были уже в Березе, сходили в церковь и в воскресенье уже на кладбище, сейчас едем обратно. Три часа назад приехали, я сейчас ходил спрашивал, еще надо будет стоять часов 10. Сейчас взял документы, попробую идти к старшему смены, поговорить, что сестра после операции, может, пропустят».
Роландас Левишаускас, водитель легкового автомобиля (Литва): «Ну совсем не пускают, и надо стоять. Стоим на месте и все. Там, может, пропускают 6 или 5 машин в час и все. Ничего не поделаешь. Такая политика у нас в Литве».
Денис Киндрат, житель г. Белосток (Польша): «Съездили на кладбище, там большая компания собралась, потому что у бабушки было 6 детей и такая традиция, что на Радуницу все собираются. Ну я вот приехал в 11 вечера, и мы стояли, получается, еще за рамкой и три раза, наверное, мы подъехали, по 10 машин, наверное, запускали. В Белостоке. Получается, если бы были открыты Брузги, то нам было бы вообще, грубо говоря, очень близенько».
Добрая традиция объединила на нашей земле белорусов, литовцев, латышей, поляков. И Беларусь сделала все, чтобы для сохранения памяти не было никаких границ – ни политических, ни физических. Завтра родительский день – во всех храмах пройдут поминальные службы, священники освятят могилы.
Гродненская правда
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад