13 декабря 2025 — 10:09
Когда мы говорим «спасатели», то всегда представляем мужчину-пожарного: поджарый, в амуниции с полной выкладкой, с пожарным рукавом или бензорезом в руках. Однако среди работников МЧС есть ещё и те, кто старается предупредить несчастье, ведь лучший пожар ‒ не произошедший.
В Мостовском РОЧС эта ноша выпала на хрупкие, но стойкие женские плечи Анны Зверинской и Светланы Черняк. У обеих ‒ разные образования, жизненные пути, да и взгляды на жизнь: Светлана сохранила душу ребёнка и детскую непосредственность с любопытством, которые помогают ей рассказывать об одном и том же десятью разными способами. Анна более прагматична и рациональна, однако это только помогает дополнять друг друга в своей работе. Их тандем занимается настоящим донкихотовским занятием, ведь люди продолжают курить в постели подшофе, оставляют включёнными без присмотра электроприборы и скидывают окурки на балконы соседям. Однако они верят и знают, что их работа важна и приносит плоды. Чуть ниже объясним, почему.
Что нас не убивает…
Путь в ряды МЧС у обеих выдался не из прямых, тернистым. Светлана, например, мечтала связать свою жизнь с военным делом с самого детства.
‒ Ещё тогда понимала, что у меня два пути: или семью создавать, или в солдаты идти, ‒ шутит девушка. ‒ Отчасти путь предопределил сериал «Солдаты», который шёл по телевизору тогда. Родители в выходные ушли куда-то, сказали убирать в квартире ‒ вот мы и убираем… только в той комнате, где телевизор.
Родом из Зельвенского района, Светлана отчаянно искала способ попасть в кадетский класс или училище, однако в том же Слониме девушек не набирали. Повезло, что в тот же момент такое учебное заведение открылось в Гродно. По условиям контракта, который заключают с родителями кадета, выпускник должен обязательно работать в силовых ведомствах. Однако оказалось, что в пограничные войска в том году набора не было, а в органы внутренних дел Светлана не попадала уже по состоянию здоровья. Чтобы попасть в ряды МЧС, девушка сделала операцию, после чего отправилась учиться в Гомель, затем в Минске. Распределение, замужество, декретный отпуск ‒ и теперь Светлана стала полноправной жительницей Мостов, которая иногда приезжает в свою родную Голынку повидаться с мамой да внучку показать.
У Анны же путь вышел тоже замысловатым, со своими петлями и крутыми поворотами. Сперва ‒ педагогическое образование и работа воспитателем в общежитии мостовских гребцов...
‒ Так это мы к вам приходили? ‒ ахнула Светлана. ‒ Я-то думаю, откуда вас помню…
Анна прерывается и кивает, после чего продолжает рассказ:
‒ Я пришла работать как раз на место Светланы Сергеевны. Предложили перейти сюда ‒ согласилась после раздумий. Почти полгода проходила все проверки ‒ и 20 апреля 2023 года приступила к работе.
Было очень сложно поначалу, не скрою. Нужно было научиться писать рапорты, а гора бумажной работы сперва вселяла ужас. Однако принцип «что нас не убивает, делает нас сильнее» действительно работает. Мне эта работа дала больше уверенности в себе ‒ я уже не верю, а знаю, что могу справиться со всем, что подкинет мне работа.


Взять к себе под крыло
Так в чём заключается работа пропагандиста МЧС? Пусть вас не смущает слово «пропаганда» ‒ пропагандировать можно и здоровый образ жизни, и безопасный. Вот последний и несут в массы Светлана и Анна.
Казалось бы, что проще? Люди ведь теперь не тёмные, образованные: у многих высшее образование, а уж школу так точно все закончили. Прекрасно знают и дети, и взрослые, что со спичками играться не стоит, дар Прометея может быть и хищником, и другом, а курение и вовсе до добра не доводит.
Так вот, это своего рода утопия. К сожалению, и число пожаров, и количество правильных ответов на вопросы пропагандистов о, казалось бы, элементарных вещах скорее удручают, чем радуют. Однако при этом они продолжают утверждать, что всё знают, а в ответ на просветительскую деятельность начинают закатывать глаза.
‒ Огорчает ли нас это? Немного, но я придерживаюсь такого подхода: я регулярно вижу среди моей аудитории ‒ и детской, и взрослой ‒ понимающие и отзывчивые глаза. Я знаю, что они меня слышат, понимают и запомнят, что им рассказала. И я как будто бы взяла к себе их под крыло, под свою опеку. Если вдруг у них произойдёт ЧП, то они будут защищены ‒ своими знаниями, которые им помогут в критический момент, ‒ рассуждает Светлана.


‒ Бывают разные случаи, конечно. Когда работаешь в сельской местности, рассказываешь об опасности курения в постели, а мужчина мне прямо говорит, без обиняков: «Дочка, я всю жизнь курил в доме и буду курить, пока не помру. Ничего ж не случилось!». И как ему объяснить, что от падения уголька до полноценного пожара ‒ считанные минуты?! Здесь я понимаю, что ничего не сделаю, ‒ разводит руками Анна. ‒ Однако радуют дети, которые и тебя запоминают, и то, что ты им рассказываешь. Идут они с родителями, здороваются, а мама с папой спрашивают: «А кто это?» И дети с радостью рассказывают: «А это та тётя, которая приходила к нам в сад. Помните, я ещё буклет вам показывал!» И я тогда понимаю, что мероприятие прошло не зря, что наша работа нужна и важна.
‒ И мы будем и дальше делать всё от нас зависящее, ‒ тихо, но твёрдо заключает Светлана.


Рабочее место ‒ школа, детсад
Разговор вышел бы слишком пресным без выхода пропагандистов в свет ‒ сразу после уютной беседы мы отправились в мостовский детсад №2 к ребятам постарше. Собираясь, окидываю взглядом рабочие места наших героинь и замечаю распечатанную фразу: «Работу пропаганды на цифры не положишь».
‒ Это Дмитрия Лакизы фраза (начальник областного управления МЧС ‒ прим. автора), ‒ поясняет Светлана. ‒ Он когда-то так выразился. Можно ведь и несколько сотен мероприятий провести ‒ и все для галочки, без эффекта, однако в отчёте будет внушительная цифра. Можно провести и несколько, но ярких, красочных, толковых, однако в отчёте такая цифра никуда не годится…
Покидаем повисшую в воздухе дилемму и отправляемся в детский сад. Ребята встретили нас беззубыми улыбками и нестройным «здра-а-а-асьте!».
‒ Это милиция! ‒ разгорается среди детсадовцев горячий спор.
‒ Ты что, это шпашатели! ‒ слегка шепелявя, отвечает второй.

И в самом деле: пусть Анна одета «по гражданке», однако китель Светланы сразу выдаёт статус гостей. Окончательно маскировка раскрыта предметами, что появляются из небольшого чемоданчика. Жестами фокусника девушки достают оттуда раздаточный материал. Последним на свет божий появляется красный телефон с наклейкой «пожарная служба» ‒ старый, дисковый. Выражаю сомнение, что кто-то из ребят умеет им пользоваться, однако получаю от девушек строгий взгляд в ответ. Понятно-понятно, в образовательный процесс со своими взглядами не лезем…

Контакт с ребятами наладили быстро: Анна Ивановна пообещала подарки, если они будут хорошо себя вести. Дети притихли, но ненадолго: на словах «мне нужны пятеро добровольцев» взлетел целый лес рук вместе с уровнем децибелов в комнате.
К чести ребят, все вопросы они выдержали стойко, и даже ответили, какой же номер объединяет все спасательные службы. Правда, потом слегка дали маху.
‒ А если вы наберёте этот номер, то к вам сразу все машины приедут? ‒ коварно спросила Анна.
‒ Да-а-а-а! ‒ ответили некоторые. На самом деле это не так: диспетчер направляет к вам наряд того ведомства, чья помощь вам сейчас жизненно необходима.

Ребята садятся на место, а Светлана с Анной быстро обмениваются парой реплик: договариваются, что будут показывать следующим. Находится применение и эквиваленту чеховского ружья ‒ на авансцену выходит мальчик, который уверенно сказал, что знает свой домашний адрес.
Номер МЧС набирает Анна, сама же прикладывает к уху мобильный: сейчас они будут отрабатывать вызов аварийно-спасательной службы. Мальчик без запинки называет домашний адрес и причину вызова ‒ дым в соседнем доме. Этой информации уже достаточно, чтобы наряд выехал на место ЧП.

Завершает программу образовательный мультфильм, где ребята выбирали, как же поступить зверькам в различных ситуациях. Опять же ‒ ни одной ошибки, из замечаний ‒ ребята так увлеклись, что и сами позабыли и о «тихом правиле», и о подарках. Впрочем, без буклетов и стикеров Светлана и Анна их не оставили.
‒ Вдвоём работать проще, ‒ поделились работники МЧС, ‒ в паре всегда есть возможность подстраховать другого. Да и в детский сад всегда приятно приехать: дети здесь открытые и не зажатые.
‒ Со старшими чуть сложнее, ‒ добавляет Анна. ‒ Они уже думают, что переросли все эти интерактивы, игры и вопросы. Однако, как показывает практика, они могут запнуться на простейших вопросах.

Тем временем довольные ребята расходятся по группам вместе со своими воспитателями. В руках ‒ разноцветные буклеты и стикеры. Вторые они точно куда-нибудь приклеят к концу дня ‒ вот такая она, детская непоседливость. Буклеты же принесут домой, сжимая в ручонках, с детской непосредственностью расскажут, кто же сегодня к ним приходил и что подарили. Родители нет-нет, а заглянут туда, пролистают, почитают и, быть может, зададут парочку вопросов своему чаду. И где-то чуть спокойнее вздохнут Анна со Светланой с осознанием, что они защитили ещё одну семью, взяв её под крыло.





Виктор МОХАНЬ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад