Ремонтный цех Мостовской сельхозтехники накрывает спасительной прохладой от июньской жары. Здесь царит запах, который не спутать ни с чем, если ты работал с техникой: металл, смазка (литол? солидол? циатим?) и лёгкий оттенок дизельного топлива. Запах этот роднит всю крупную машинерию ‒ от танка до комбайна, пусть даже первый создан для войны, а второй ‒ для мира.
Михаил Василевский, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, работает как раз со второй категорией ‒ той, что направлена на созидание. Вот уже более 30 лет он «ставит на ноги» неисправную технику и возвращает её аграриям довольно пыхтящей, готовой к посевной или уборочной.
«Мне нравится что-то исправить своими руками»
Мы застали его как раз за работой. Слесарь напряжённо корпеет над деталями, его чёрные руки слегка блестят от смазки:
‒ Здравствуйте. Давайте только потом поздороваемся: руки грязные ‒ надо помыть.
‒ Да нет, не стоит, ‒ уверяем мы его, но Михаил непреклонен. Герой интервью удаляется, а директор коммунального производственного унитарного предприятия «Мостовская сельхозтехника» Сергей Рудяк рассказывает о своём подчинённом, не скрывая гордости за его достижения:
‒ Михаила Валентиновича не зря занесли на Доску почёта. Это награда за его долгий и плодотворный труд безо всяких нареканий. Закрывает все вопросы, которые возникают по сельхозтехнике, иногда выезжает и на место ‒ фактически, в поле. Сейчас ещё исполняет обязанности топливщика-гидравлика. Прицепы, любая техника, что к нам поступает, осветительная аппаратура, диагностика топливной аппаратуры, диагностика и небольшие ремонты гидравлики ‒ это всё на нём. Очень опытный работник, и потому практически нет таких вопросов, которых Михаил Валентинович не смог бы решить. Всё, что касается электрики, он знает безукоризненно.
Михаил возвращается ‒ и сразу же следует рукопожатие, короткое, крепкое, деловое. Папиллярные линии мозолистой ладони как будто обведены чёрным ‒ обязательная черта тех работников, кто без устали имеет дело с механизмами.
Вместе с Михаилом оглядываем цех. Практически каждая машина здесь ‒ его «пациент»: где-то требуется ремонт или диагностика электронных систем, на других ‒ топливных. «Ставит на ноги» или «пациент» ‒ мы отнюдь не случайно используем медицинские термины: свою деятельность Михаил Валентинович отчасти сравнивает с врачебной.
‒ Когда у человека что-то ломается, начинает не так работать ‒ за дело берётся врач. Разбирается, что не так, ищет «неполадку». Считаю, что есть сходство. Мне нравится что-то исправить своими руками. До сих пор получаю удовольствие, когда удаётся починить сломанное, ‒ улыбка озаряет лицо слесаря, а лучистые морщинки вокруг глаз разглаживаются.
«Не всё сразу ‒ потихоньку»
Идём вместе с ним по ангару смотреть на фронт работ. Недавно на ремонт и диагностику пригнали трактор К-700 «Кировец» и комбайн «Лида-1300». Сразу направляемся к последнему.
‒ У него несколько проблем. Во-первых, не работает вентилятор в кабине, ‒ Михаил Валентинович лезет наверх, попутно рассказывая о «жалобах» своего пациента, ‒ нужно будет проверить реле. Во-вторых, стартер барахлит ‒ вот его будем разбирать.
Несмотря на возраст, Михаил с мультиметром сноровисто забирается на комбайн: он таковых перевидал не меньше сотни. Проверив показатели, слесарь ждёт, пока мы спустимся (журналистов к такому обычно не готовят).
‒ Ничего, не всё сразу, потихоньку, ‒ приговаривает Михаил Валентинович. Впоследствии мы услышим это ещё не раз: видимо, принцип «тише едешь ‒ дальше будешь» стал фундаментом его работы. Всё же в электрике важны осмотрительность и осторожность, а торопливость чревата последствиями.
Идём к трактору, параллельно расспрашиваем, кем же наш собеседник хотел стать в детстве. Какой советский ребёнок не хотел стать космонавтом? Мечты Михаила Валентиновича, впрочем, были куда приземлённее.
‒ В детстве я очень хотел стать водителем, ‒ мечтательно рассказывает Михаил. ‒ Неважно даже, чего: автобуса, трактора ‒ просто водителем машины. Не сложилась в детстве судьба: заболел двусторонним отитом. Из-за этого и поступил в Гродно на аппаратчика химического производства. Ездил на практику в Барнаул, а потом вернулся в колхоз ‒ и перепрофилировался в автоэлектрика. И вот до сих пор им и являюсь.
В Мостовскую сельхозтехнику Михаил Василевский пришёл в 90-х ‒ примерно в то время, когда женился. К слову, воспитал двух детей: дочку и сына.
Подходим к трактору. Слесарь вновь снимает показатели и удовлетворённо кивает.
‒ Заниматься ремонтом буду уже на рабочей станции, ‒ поясняет он. ‒ Здесь, конечно, придётся поработать на совесть. Хотя, если честно, я всегда вопрос себе задаю: а разве можно как-то ещё, иначе? Выходит, что нет…
А затем оглядывается, долго смотрит на цех: на трактор, комбайн, на машину, под капотом которой вовсю трудятся его коллеги. У аграриев своё поле, куда они выходят год от года, у него уже больше 30 лет ‒ своё, которое для хлеборобов является надёжным тылом. Техника меняется, в ней становится всё больше электроники, которую Михаилу Василевскому нужно изучать ‒ даже с таким огромным опытом работы меньше не становится. Впрочем, на любые трудности у него всегда готов ответ:
‒ Нужно осваивать всё новое, не стоять на месте, идти вперёд ‒ не всё сразу. Потихоньку.
Виктор МОХАНЬ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад