Как известно, в советское время своя машина была мало кому доступной роскошью, да и такси могли позволить себе не все. Когда нужно было добраться куда-то за пределами пешей прогулки, на первый план выходили автобусы. В них ездили на дачу, в другой город или даже страну. Мобильные и достаточно проходимые, автобусы доезжали до тех уголков необъятной Родины, куда не дотянулись железнодорожные пути. Вспомним некоторые популярные модели.
ГЗА-651
С него началось советское автобусостроение. Детище Горьковского завода сошло с конвейера в 1949 году. В послевоенное время транспорта очень не хватало, поэтому нужна была простая и бюджетная машина. Сконструировали ее на базе грузового ГАЗ-51. Для удешевления, например, в изготовлении кузова использовали дерево и только после 1950 года перешли на цельный металл.
Со временем модель начали производить на разных предприятиях: ПАЗ, РАРЗ (более известен как РАФ), с 1958-го – на КАвЗ. Параллельно на шасси ГАЗ-51 по всей стране выходили автобусы-клоны. Последние автобусы ГЗА-651 производили на «Лессельмаше» аж до середины 80-х.
Ikarus 620
Но автобусов все еще не хватало, поэтому пришлось обращаться к заводу Ikarus в Венгрии. Редкий случай, когда столько людей в первый раз в жизни проехались на одной и той же иномарке.
Внешне автобус выглядел как округлая коробочка на колесиках. При этом был довольно вместительным: при 20-23 заявленных местах для сидения мог перевозить до 80 человек. Внутри первых «Икарусов» стояли 6-цилиндровый дизельный двигатель объемом в среднем 8 литров и пятиступенчатая коробка передач. В 50-х ввезли около 5000 машин, которые сразу же отправились на периферию.
ЛАЗ-695
Модель считалась одной из лучших на рынке. Во-первых, из-за климат-контроля по-советски. Во многих других автобусах мотор располагали так, что теплый воздух шел в салон. В ЛАЗе же двигатель (бензиновая 150-сильная V-образная восьмерка, ЗИЛ-130) стоял в заднем отсеке, поэтому летом на нем было ездить приятнее. Правда, зимой – не очень. Во-вторых, кузов и шасси были спроектированы так удачно, что автобус ехал невероятно плавно для тех времен. Бытовало мнение, что в нем даже не укачивает.
Широкая линейка модификаций и комфорт сделали ЛАЗ-695 очень популярным. Кстати, перестали изготавливать его только в 2003 году, а общее количество экземпляров составило около 300 тысяч.
ПАЗ-652
Одна из первых советских машин, в которой инженеры использовали принцип несущего кузова (до этого момента автобусы ставили на шасси грузовиков). Также они сместили двигатель (ГАЗ-51 мощностью 90 лошадиных сил) вправо. Благодаря этому для водителя появилось больше места. Окон у этого автобуса было в принципе больше, чем у предшественников.
Вопреки слабому мотору, машина показывала довольно высокую проходимость – отчасти благодаря прочному несущему основанию. Салон вмещал до 32 человек, сидя – 23. Попадали внутрь через одну или две (в зависимости от модели) шторные двери. В холодное время года салон обогревался все той же системой советского климат-контроля.
ЗИЛ-158
Эти характерные автобусы очень часто показывали в кино и хронике с конца 50-х до начала 70-х. А в свободное от съемок время такие машины колесили по пригородным маршрутам всего Советского Союза. Возможно, что на них хоть раз да проехали все горожане страны.
Примечательно, что модель выпускали на двух заводах. Разработали ее на ЗИЛе как более современный и удобный вариант ЗИС-155. Когда автобусная линия на заводе закрылась, производство продолжили в Ликино-Дулево (Подмосковье). По техническим условиям машина сохранила «родительское» имя ЗИЛ-158.
Салон вмещал до 60 человек (в часы пик гораздо больше). В автобус поставили 6-цилиндровый двигатель мощностью 109 лошадиных сил и 5-ступенчатую механику. Всего выпустили более 70 тысяч машин.
| Анна ЛИСИЦА, БЕЛТА+
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад