На базе СШ №5 и гимназии №1 г. Мосты ГУО «Гродненский областной институт развития образования» и отдел образования, спорта и туризма Мостовского райисполкома организовали и успешно провели областной семинар для руководителей методических формирований учителей начальных классов учреждений общего среднего образования. Речь шла об организации эффективного профессионального взаимодействия учителей начальных классов.
Первый --самый главныйПервый учитель для ученика на всю жизнь остается самым важным и главным. Именно он закладывает фундамент для всей последующей школьной жизни, и этот фундамент должен быть основательным и прочным. Понятны тревоги и волнения родителей, которые отдают своих детей в первый класс, по поводу того, у какого учителя предстоит учиться ребенку.
Педагоги нашего района принимали в своих учреждениях образования ни один раз семинары самого высокого уровня, работникам образования всегда было что показать и чем удивить гостей. —Научиться можно только в совместной деятельности. Перенимая накопленный опыт других. К этому располагает и ваш маленький, но красивый и уютный город, дружеская обстановка в школе и гимназии. Учителям начальных классов района есть что передать нам из своего накопленного опыта,— заверила, открывая семинар, методист Гродненского областного развития образования М.И. Добродушенко. Начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома В.С. Тихонович приветствовал участников семинара на лирической волне, прочитав стихотворения на соответствующую тематику, он пожелал учителям не разочароваться в своей профессии, чтобы звезда учителя не угасала никогда.
Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться. Чтобы учить других, он должен не только хорошо знать свой предмет, владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога чаще всего выступает самообразование.
Получение вузовского диплома—это лишь старт в профессию, а успешный финиш еще далеко. На каком бы этапе своего жизненного и профессионального пути не находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование законченным, а педагогическую концепцию окончательно сформированной и совершенной. Стать авторитетным учителем — значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество, которое постоянно развивается и совершенствуется. В процессе образования реализуется потребность педагога к творческому развитию, поэтому на семинарах, посвященным проблемам обучения и воспитания, я не встречала равнодушных учителей. На семинарах проводится анализ новых методов работы. Лучшие педагоги обобщают свой накопленный опыт и обмениваются им с другими, что-то новое и полезное получают взамен. Если один педагог обменялся хорошей идеей с другим, то у обоих окажется уже по две идеи. А на подобных семинарах учителя обмениваются между собой многими идеями, творческими разработками.
Профессия обязывает учиться всю жизнь Об организации эффективного взаимодействия учителей начальных классов, о повышении профессионального уровня посредством изучения и внедрения современных методик, приемов и технологий рассказала участникам семинара заведующий районным учебно-методическим кабинетом Г.Л. Глуткина:
— Стабильный состав учителей начальных классов района, их высокий образовательный и профессиональный уровень позволяют выстраивать гибкую и мобильную систему взаимодействия педагогов. В районе создано четыре методические формирования: методическое объединение, творческая группа, школа совершенствования педагогического мастерства, школа передового педагогического опыта. Возглавляют данные профессиональные объединения ответственные и добросовестные, с желанием работающие, опытные с высшей квалификационной категорией учителя начальных классов: Е. А. Янушкевич, Н.В. Сукач (ГУО «СШ №5г.Мосты»), И.М. Елисеева, Т.Н. Новицкая (ГУО «СШ №3г.Мосты»). Они проводят инструктивно - методические совещания, обучающие семинары, выступают на заседаниях августовских секций.
Организуются и проводятся районные семинары-практикумы, методические дни, конкурсы профессионального мастерства «Учитель года», районный заочный конкурс «Мой самый лучший урок», мастер-классы с презентацией открытых уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий с использованием современных форм и методов работы, панорамы методических находок, ярмарки педагогических идей, выставок. Значительно повысился уровень использования педагогами в работе компьютерных информационных технологий. Составлены планы по внедрению данных технологий в образовательный процесс, организованы консультационные пункты на базе информационно-ресурсного центра методкабинета, учреждений образования, проводятся семинары-практикумы с приглашением специалистов Инфотехсервиса, ГУО “Гродненский област-ной институт развития образования”. Расширился содержательный потенциал медиатек. Созданы и действуют информационные банки электронных средств обучения. Подготовлено более 100 презентаций к урокам, факультативным занятиям, внеклассным мероприятиям.
Особое внимание в развитии профессионального взаимодействия уделяется соблюдению принципа преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования, способствуя безболезненной адаптации детей в школьном коллективе, сотрудничеству между педагогическими коллективами дошкольного образования и учреждений общего среднего образования. Ежегодно в конце октября проводится Неделя содружества, которая завершается районным методическим днём преемственности с творческими отчётами коллективов дошкольного и начального образования.
Для активизации деятельности в условиях взаимодействия и трансляции лучшего педагогического опыта на районном уровне осуществляется издательская деятельность информационно - методического журнала отдела образования, спорта и туризма «Педагогический вестник Мостовщины».
-- Распространение лучших образцов эффективной методической и педагогической практики, развитие издательской деятельности поступательно реализуется через участие работников образования в районных, областных, республиканских научно-практических конференциях, педагогических чтений —это позволяет выстраивать стройную систему повышения профессионального мастерства педагогов, -- считает Галина Леонидовна Глуткина.
На Мостовщине есть талант и творчество В этом убедились участники семинара. Опытом работы районных методических формирований поделились учителя начальных классов Е. А. Янушкевич, И.М. Елисеева, Н.В. Сукач, Т.Н Новицкая, И.Н. Бочарова, Н.А. Буркас, А. Г. Астюкевич. Заместители директоров по учебной работе Правомостовской и Лунненской СШ О.Н. Стемплевская и И.Н. Сильванович представили участникам семинара выставку-презентацию методических материалов «Знания и опыт в завтрашний день»и презентацию электронного средства обучения на белорусском языке «Падарожжа па краіне Геаметрыя» для учащихся 1-4 классов.
О создании хороших условий для профессионального роста и творческого развития педагогов гимназии №1 г. Мосты рассказала участникам семинара её директор Л.Д. Лукичева:—Труд учителя -- нелегкий, но учителя гимназии №1 отлично справляются со своей задачей учить ребят и работают отлично, среди гимназистов -- 20 процентов отличников,— с удовольствием констатировала гостям Людмила Дмитриевна этот приятный факт.
С интересом посмотрели гости презентацию учебных кабинетов начальных классов гимназии №1 г. Мосты, которую провели учителя М.М. Тупякова, Е.И. Кижук, М.М. Маскевич, М.Л. Масюк, Н.С. Косько. Последняя еще рассказала о современных подходах к организации педагогического взаимодействия в гимназии и о своем блоге учителя начальных классов.
Семинар-учеба успешно завершен. Гости обменялись мнениями, большинство участников остались довольны учебой и встречей в Мостах. Как много талантливых и творческих учителей работает в Мостовском районе! Свою первую учительницу любят и помнят все. Такие мысли и пожелания высказывали гости.
А лично мне показалась наиболее интересной мысль, высказанная одним из гостей: «Нельзя научить, можно только научиться». А научить может только тот учитель, которому удастся заинтересовать юное создание стремлением к знаниям. А как заинтересовать -- об этом настоящий учитель думает всю жизнь...
Е. ЦЕСЛЮКЕВИЧ
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад