15 февраля 2026 — 12:44
Работник цеха МДФ ОАО «Мостовдрев» Анатолий Копать готовится к встрече воинов-афганцев. Раз в году он одевает награды и вспоминает о службе в далёкой стране. Память о тех давних событиях навсегда осталась в душе.
Паренёк из небольшой деревни Макары окончил Куриловичскую школу и поступил в Жировичский сельхозтехникум. В 1986 году его призвали в армию. К месту службы пришлось ехать поездом очень долго. Выгрузились новобранцы в городе Новочеркасске Ростовской области – бывшей столице Войска Донского. Там было учебное подразделение, где готовили связистов для армии. Четыре месяца напряжённой учёбы пролетели очень быстро.
– Нас в учебном подразделении было свыше 1200 человек, – рассказывает Анатолий Копать. – Отобрали 20 лучших связистов и сказали, что службу будем продолжать в 40-й армии, которая в составе ограниченного контингента советских войск находится в Афганистане. «Вам выпала честь выполнить патриотический долг перед Родиной»– напутствовали офицеры. Мы тоже так понимали свою службу и гордились, что нам выпала такая честь. Патриотизм тогда был, как говорится, в крови у солдат. А к трудностям деревенскому парню не привыкать. Тем более, что в учебке мы получили хорошую подготовку.
В Афганистане Анатолию Копатю пришлось служить в самой «горячей точке» – в кишлаке Руха в Панджшерском ущелье. Данное 120-километровое ущелье являлось главной транспортной артерией для душманов, по которой они вьючными караванами получали помощь вооружением, боеприпасами, амуницией, людскими резервами, медикаментами и многим другим из Пакистана. Ущелье, имея сложный горный рельеф, служило для душманов хорошей базой для сосредоточения и подготовки личного состава.
Своим присутствием в Панджшере мотострелки 682 стрелкового полка сковывали действия противника по снабжению своих формирований и переброске сил. Резко снизилось количество нападений на автоколонны, снабжавшие советские войска. Противник не оставлял попыток выбить мотострелков из Рухи. Личному составу 682-го мсп изначально противостояла группировка Ахмад Шах Масуда, чья численность составляла 3500 бойцов.
– Наш полк дислоцировался на небольшом плато на высоте 1200 метров на месте заброшенного кишлака Руха, окружённого со всех сторон горами, – рассказывает Анатолий Викентьевич. Фактически, полк жил в «каменном мешке», и условия существования были суровые. Передвигаться, не рискуя жизнью, можно было только в окопах, разветвлённая сеть которых охватывала весь кишлак. Издали виднелся лишь покинутый кишлак, и никакого движения. Моджахеды не раз обстреливали наши позиции. Но завладеть кишлаком так и не смогли. А мы контролировали пути их передвижения и не позволяли передвигаться по ущелью караванам с оружием и амуницией.
Конечно же, в письмах маме в родные Макары ничего такого Анатолий не писал. Сообщал, что жив, здоров, служит за границей. Интересовался делами дома.
В 1988 году Анатолий Копать был уволен в запас и, немного поразмыслив, пришёл работать на ОАО «Мостовдрев». Здесь он и трудится уже несколько десятилетий на различных должностях. Теперь работает в цехе МДФ на участке синтетических смол выгрузчиком сыпучих материалов. Жена Елена Алексеевна работает в котельном цехе бункеровщицей, а сын трудится в этом же цехе, что и я. Недавно он назначен мастером.
Так что корни семьи Копать теперь на «Мостовдреве». Родные обязательно поздравят Анатолия Викентьевича с праздником, а он вспомнит эпизоды своей боевой службы в далёком Афганистане.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад