Дмитрий Карбышев: "Я солдат и остаюсь верен долгу"
В его судьбу тесно вплелись пять войн ХХ столетия. Он, не мечтая стать военным, вошел в число крупнейших российских и советских фортификаторов. Но прежде всего Дмитрий Карбышев был человеком чести: генерал-лейтенант без колебаний предпочел предательству мученическую смерть…
Сибирская закалка
Родился Дмитрий Карбышев в 1880 году в Омске и с юных лет получил закалку не только суровым сибирским климатом. Впрочем, поначалу судьба была довольно милостива к нему. Хотя в семье и было шестеро детей, среди которых Дмитрий был самым младшим, жили они в достатке. Отец, Михаил Ильич, уволившийся по болезни с военной службы, стал смотрителем Карасукских соляных озер, занимался промыслом, мать, Александра Ефимовна, была из рода богатых омских купцов Лузгиных. Старшие дети получили хорошее образование, да и младший Дмитрий с малых лет уже хорошо изъяснялся на французском и немецком языках. Но в 1887 году из Казанского университета был исключен его старший брат Владимир за участие в революционном движении. Его арестовали, заключили в тюрьму, а потом отправили рядовым казаком в конный полк Сибирского казачьего войска. Там он тяжело заболел туберкулезом и в начале 90-х годов, находясь под надзором, умер. Вскоре умирает и отец. А так как семья находилась под надзором, поступить за государственный счет в Сибирский кадетский корпус Дмитрий не мог и был зачислен как «приходящие по плате». Мать от богатых родственников помощи принимать не захотела, считая, что они не поддержали в трудную минуту старшего сына.
Кадетский корпус Дмитрий окончил с отличием, а это давало ему право на выбор одного из трех военных училищ. Сам же Дмитрий о военной службе не мечтал, хотел поступить или в Академию художеств, или в институт гражданских инженеров. Но вдовьей пенсии матери едва хватало на домашние расходы. Пришлось идти по отцовским стопам. Николаевское инженерное училище Дмитрий закончил в 1900 году и был направлен начальником кабельного отделения телеграфной роты саперного батальона, дислоцировавшегося в Маньчжурии. В 1903 году был произведен в поручики, а свой отпуск провел в Нагасаке. Вряд ли, находясь там, он предполагал, что через каких-то полгода грянет русско-японская война.
Через три войны
Воевал он храбро. Русско-японскую закончил с тремя орденами. К первой боевой награде – ордену святого Владимира IV степени с мечами и бантами – был представлен за бой у Вафангоу, где сумел вывести из окружения 60 солдат с техникой и оружием.
Когда грянула первая русская революция, Карбышева обвиняют в агитации среди солдат. Ему грозит военно-полевой суд и расстрел, в лучшем случае тюрьма. Сослуживцы понимали, что под суд его отдают прежде всего за недоносительство. Молодой офицер считал бесчестным доносить на кого-нибудь, и эту свою черту характера он сохранит до последних минут своей жизни. Тогда, в 1906 году, офицерский суд чести не позволил отдать на расправу своего храброго боевого товарища и отправил Карбышева в запас. Там он стал заниматься чертежной работой, встретился с будущей супругой.
Через год он вернулся на службу, а в 1911-м с отличием закончил Николаевскую военно-инженерную академию. В 1912 году Дмитрий Карбышев впервые оказывается на белорусской земле, где занимается строительством фортов Брестской крепости. Через год здесь трагически, в результате несчастного случая, умирает его супруга.
На Первой мировой войне Карбышев с первого дня. Воевал в Карпатах в составе 8-й армии генерала Брусилова. Был дивизионным инженером, начальником инженерной службы корпуса. Участвовал в штурме крепости Перемышль. Раненого штабс-капитана под шквальным огнем из развалин укреплений вынесла сестра милосердия Лидия Опацкая, сестра сослуживца Карбышева по Бресту поручика Опацкого. Лидия поехала за раненым офицером и в госпиталь на белорусской земле. Здесь они и поженились, в этом браке у них родились трое детей.
После госпиталя Карбышев вновь в действующей армии – становится участником знаменитого Брусиловского прорыва – крупнейшей операции Первой мировой войны.
Весть об Октябрьской революции Дмитрий Карбышев услышал в Украине, а в декабре 1917 года подполковник вступил в Красную гвардию. С апреля 1918-го он один из ведущих военных инженеров Красной Армии. На Восточном фронте Карбышев был главным руководителем всех оборонительных работ, а с начала 1920 года возглавлял управление военно-полевых строительств Красной Армии. Осенью этого года именно Карбышев руководил инженерным обеспечением штурма Чончарских укреплений и знаменитого Перекопа.
Профессор, доктор наук
20-30-е годы прошлого века стали временем настоящего расцвета Дмитрия Карбышева и как теоретика, и как практика военно-инженерного искусства. Он преподает в Военной академии имени Фрунзе и участвует в 1929 году в проектировании укрепленных районов на западе СССР, получивших позже название «Линия Сталина».
К концу 1930-х годов профессор, доктор наук Дмитрий Карбышев считается одним из виднейших специалистов в области военно-инженерного искусства не только в СССР, но и в мире. Им опубликованы более 100 научных трудов. Профессор, доктор военных наук Карбышев был также признанным специалистом в области строительства и эксплуатации железных дорог, мостов, туннелей, реставрации древних крепостей и храмов.
Довелось участвовать Карбышеву и в советско-финской войне, разрабатывая рекомендации по инженерному прорыву линии Маннергейма. А в 1940 году он вновь оказывается на белорусской земле, где руководит фортификационными работами в Брестской крепости.
Пропал без вести
В начале июня 1941 года генерал-лейтенант уезжает в командировку в Западный Особый военный округ, где инспектирует ход строительства фортификации Гродненского укрепрайона.
Война застала его в штабе 3-й армии в Гродно. Первая бомбежка города, в которой участвовали до 60 немецких самолетов, началась в 4 часа 20 минут 22 июня. Менее чем через час начался очередной налет. Когда части Красной Армии вынуждены были оставить Гродно, с отступающими войсками шел и 61-летний генерал-лейтенант, а когда попал в окружение, надеялся, что удастся вырваться из него. Но 8 августа 1941 года Дмитрий Карбышев был тяжело контужен у реки Днепр и в бессознательном состоянии попал в плен. До 1945 года в его личном деле будет значиться короткая запись: «Пропал без вести».
Несгибаемый
Педантичные немцы еще до начала войны внесли Карбышева в список тех, кого они рассчитывали использовать на службе Третьему рейху. Гитлеровцы были убеждены, что дворянин, бывший офицер царской армии согласится перейти на их сторону. В офицерском концлагере Хаммельбург к генерал-лейтенанту приставили полковника Пелита. Этот офицер вермахта ранее служил в царской армии и к тому же был сослуживцем Карбышева во время работы на фортах Брестской крепости. Пелит предлагал генералу самые разные варианты сотрудничества, однако на все предложения получил категорическое «нет».
Тогда Карбышева переводят в одиночную камеру одной из тюрем Берлина, где предпринимают последнюю попытку перетянуть его на немецкую сторону. Доставленный в кабинет следователя генерал видит там своего знакомого – известного немецкого фортификатора профессора Гейнца Раубенгеймера. Последний и озвучил предложение гитлеровских властей. Карбышеву сулили освобождение из лагеря, переезд на частную квартиру, любое количество помощников при работе в области военно-инженерного дела и чин генерал-лейтенанта вермахта.
Дмитрий Михайлович, понимая, что ждет его в случае отказа, заявил: «Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».
Немцы очень рассчитывали на Карбышева, на его влияние и авторитет. Именно он, а не генерал Власов, по задумке гитлеровцев, должен был возглавить русскую освободительную армию. Но эти замыслы разбились о непреклонность Карбышева, и его отправляют в концлагерь Флоссенбюрг на работы особой тяжести. Генерал и здесь старался не падать духом. Пленные изготавливали могильные плиты, и Карбышев замечал: «Эта работа доставляет мне истинное удовольствие. Чем больше надмогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте».
Генерала переводили из лагеря в лагерь, условия становились все жестче, но сломить его так и не удалось. Даже в ту страшную ночь 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен, когда раздетых пленных загнали под струи ледяной воды. До последних минут жизни Карбышев поддерживал своих товарищей, вспоминал позже майор канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, один из немногих военнопленных, кому удалось выжить в ту страшную ночь.
Звание Героя Советского Союза генерал-лейтенанту Дмитрию Михайловичу Карбышеву было присвоено за исключительную стойкость и мужество 16 августа 1946 года.
В каждом доме живет история
Прогулку по улице Карбышева в областном центре можно сравнить с экскурсией по музею под открытым небом: почти каждое здание на ней – уникальное. Если вооружиться знаниями, то кирпичные стены старинных сооружений «заговорят» и расскажут не одну удивительную историю о тех, кто когда-то здесь жил, и о событиях прошлых лет. Не только здания удивят своей историей, сама улица Карбышева тоже уникальная – ей больше двух сотен лет.
От центра города к большому пути
Расположенная в историческом центре современного Гродно улица Карбышева начала формироваться в конце XVIII века. За это время она сменила не одно название – об этом расскажет специальная табличка, расположенная на доме №1/1. Одно из первых названий улицы – Подвальская. Польной она была до 1864 года. Следующее название – Полевая – улица носила до начала Первой мировой войны. В 1965 году ей присвоили имя генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева.
Современная застройка улицы начала складываться в конце XIX века. Ее архитектурный облик практически не изменялся до 80-х годов ХХ века, а значение возросло после постройки в 1962 году железной дороги – улица стала прямым выходом к железнодорожным путям.
Часть застройки прошлых десятилетий до наших дней не сохранилась. Например, на пересечении улиц Карбышева, Социалистической и Телеграфной сегодня расположена небольшая автостоянка. А до середины 60-х годов ХХ века на этом месте находился большой деревянный дом, который выходил фасадами на Телеграфную, Социалистическую и Карбышева. Он занимал всю площадь нынешней стоянки. Благодаря усилиям гродненских историков и краеведов выяснилось, что в этом доме проживал археолог, историк, краевед, основатель Гродненского историко-археологического музея Юзеф Иодковский. Об этом рассказано в книге известного гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина «50 гродненских улиц».
«Медицинский» квартал
Из книги Виктора Саяпина узнаем, что в одном из самых возрастных домов на этой улице – доме №10, построенном в 1888 году, в начале прошлого столетия жил окулист – доктор Шенберг. После освобождения Гродно в 1944 году здесь разместилась детская музыкальная школа. И сегодня в этом здании развивают свои творческие умения юные гродненцы – тут находится детская художественная школа искусств.
Напротив – трехэтажный дом №9. Здание, где сегодня размещается ЖЭС №1, было построено в 1900 году. В 1920-е годы в этом доме работал физиотерапевтический кабинет доктора Мечислава Лихтенштейна. В своей практике он использовал передовые по тем временам технологии – кварцевые лампы, световые и кислотные ванны, а также электротерапию.
Дом по улице Карбышева, 24, построенный во второй половине XIX века, также имеет отношение к медицине. После Второй мировой войны здесь находился городской комитет Красного Креста, при котором действовали семимесячные курсы по подготовке медицинских сестер. А в соседнем с ним доме уже более семидесяти лет находится станция скорой медицинской помощи. Не только этот факт связывает здание с медициной: его в первой половине прошлого века построил один из гродненских врачей.
А начало этой традиции, видимо, положил гродненский доктор Александр Карлович Тальгейм. В 1911 году на перекрестке нынешних улиц Карбышева и Ленина он возвел трехэтажное здание, в котором активно занимался медицинской практикой. Здание хорошо сохранилось до наших дней и сегодня удивляет своей уникальной архитектурой.
И штаб, и банк
Еще один объект, неизменно приковывающий взгляды своей замысловатой архитектурой, – здание, где сегодня располагается штаб Западного оперативного командования. Именно в нем в 1941 году размещался штаб 3-й армии Западного особого военного округа, куда в июне того же года был командирован Дмитрий Михайлович Карбышев. В этом здании находился рабочий кабинет генерала. Об этом рассказывает мемориальная доска, установленная на здании штаба.
Есть на улице Карбышева еще несколько строений, имеющих интересную историю. Например, в здании №17, построенном в 1931 году, на протяжении многих лет располагались финансово-кредитные учреждения. В послевоенные годы здесь были Гродненская областная контора Госбанка СССР и областная контора Сельхозбанка. Преемственность сохранилась и сейчас – по этому адресу находится Национальный банк Республики Беларусь.
Юные карбышевцы: равнение на Героя
Почти сорок лет в гродненской средней школе №15 имени Дмитрия Карбышева работает мемориальный народный музей Героя Советского Союза. В его фондах более тысячи экспонатов, среди которых особо ценные – личные вещи Героя.
– Работа по увековечению памяти Дмитрия Карбышева в школе началась в 1960-е годы. Инициатором выступил директор школы Василий Петрович Сукристик. Тогда коллектив включился во всесоюзное карбышевское движение, завязалась переписка с другими школами, которые тоже вели эту работу. В 1968 году нашему учреждению образования присвоили имя Героя Советского Союза Дмитрия Карбышева, – рассказывает руководитель музея Александр Буйновский.
Благодаря участию во всесоюзном карбышевском движении гродненские школьники познакомились с юными карбышевцами из многих союзных республик. В фондах музея хранятся письма, книги и другие памятные вещи, которые ребята из России, Украины, Казахстана и других стран привозили в подарок ученикам школы №15. В тот период удалось наладить связь со старшей дочерью генерала Карбышева – Еленой Дмитриевной.
– Интересно, что Елена Дмитриевна пошла по стопам отца, стала военным инженером. В семидесятые годы она дважды приезжала в Гродно и подарила музею личные вещи своего отца – письменный прибор, которым он пользовался в повседневной жизни, и циркуль, – говорит Александр Буйновский и демонстрирует еще один экспонат, ставший украшением музея, – платок с изображением башен московского Кремля. В свое время вещь принадлежала жене Карбышева – Лидии Васильевне.
За годы поисковой работы музейных экспонатов накопилось так много, что в 1980 году под нужды музея на территории школы возвели целый комплекс: новое двухэтажное здание и тир. В том же году музею присвоили звание «народный», а спустя несколько месяцев – «отличный школьный музей».
Музей и сегодня является центром работы по военно-патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, продолжает славные традиции карбышевского движения, развивается, пополняется экспонатами и открыт для всех, кто хочет больше узнать о жизни настоящего патриота своей земли Дмитрия Михайловича Карбышева.
– Преподаватели и школьники активно участвуют в межрегиональном движении «Юные карбышевцы». Ежегодно в школе проходят несколько традиционных памятных мероприятий. Одно из самых трогательных – митинг на территории школы у памятника Дмитрию Карбышеву в день его трагической гибели – 18 февраля, – рассказывает учитель истории средней школы №15 Александр Зинович.
Особо чтут здесь и другую дату – день рождения Дмитрия Карбышева, когда пятиклассников принимают в ряды юных карбышевцев. Каждый ученик с гордостью произносит: «Я – юный карбышевец». Для ребят это не просто слова, а обещание быть достойным имени Дмитрия Карбышева.
В военном городке 557-й инженерной бригады Западного оперативного командования установлен памятник генералу Дмитрию Карбышеву, в казарме оборудован посвященный ему музейный уголок. Генерал-лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев приказом министра обороны Республики Беларусь навечно зачислен в списки инженерно-саперной роты инженерно-саперного батальона этой воинской части.
Гродненцы о своей улице
Надежда Хамко:
– В Гродно живу с 70-х годов, а район улицы Карбышева – одно из самых любимых мест в городе. Когда мои дети были маленькие, часто гуляли с ними здесь. Сегодня прихожу сюда уже со своими внуками. Бывало, начнем прогулку у первого дома на Карбышева и неспешным шагом, разглядывая расположенные на ней дома, спускаемся вниз, поворачиваем на Ленина и изучаем район дальше. Вопрос: «Бабушка, кто такой Карбышев» звучит у моих внуков почти каждый раз, когда мы попадаем сюда. И хоть сами уже могут рассказать историю его подвига, внимательно слушают мой пересказ. Считаю правильным, что в Гродно продолжается работа по увековечению памяти Героев войны, их именами называют улицы. Важно, чтобы подрастающее поколение знало о подвиге этих людей, равнялось на них.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад