25 февраля 2023 г. на профориентационном мероприятии «Ярмарка целевой подготовки» присутствовал Александр Артёменко, доцент кафедры управления УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Мы задали ему несколько вопросов.
– Александр Михайлович, какие впечатления произвела на вас «Ярмарка целевой подготовки»?
– Я впервые присутствовал на профориентационном мероприятии такого формата. В первую очередь меня, как преподавателя инновационных и управленческих дисциплин ведущего аграрного вуза страны, интересовали роль и место АПК района в Государственной программе «Аграрный бизнес» на 2021–2025 годы, видение руководством района и предприятий будущего агропромышленного комплекса района, а также роль кадровой политики в реализации этого видения. Уже тот факт, что на встрече присутствовал председатель райисполкома, характеризует приоритетность АПК вашего района.
Второе, я обращал внимание на форму и содержание презентаций руководителей аграрных предприятий. С учётом цели встречи каждому выступающему важно было показать превосходные отличия своего предприятия в свете его прошлого, настоящего и особенно будущего. Абитуриенты разные по интересам, целям, намерениям, способностям. У одного в приоритете карьера – и он ищет место с быстрым социальным лифтом, другого в первую очередь интересует профессиональный, дружный и отзывчивый коллектив, третьего – рабочее место с оптимальным соотношением заработной платы и ответственности.
Например, ОАО «Черлёна» единственное в районе имеет промышленный сад. Яблоки нужно выращивать, своевременно убрать, сохранить, продавать. Это нынешние операции. А на будущее – переработка в продукцию с большей добавленной стоимостью или создание территориального бренда. Это отдельный бизнес, требующий скрупулёзного подхода. Нужна целая команда специалистов, в том числе в области селекции и семеноводства плодово-ягодных культур, товарной доработки и хранения растительного сырья, маркетинга, коммерции.
Другой пример. ЗАО «Гудевичи» производит картофель – потенциально высоко маржинальный бизнес. Требуется разный состав и уровень специалистов, чтобы вырастить картофель для переработки в крахмал и, к примеру, в чипсы или картофель фри. А если цель – выращивать самый вкусный картофель в стране, то нужен специалист-исследователь. Штучный «товар», правильная работа с которым обеспечит устойчивые конкурентные преимущества. Такого нужно искать, может быть, из выпускников не только района, но и всей страны.
Третье, способность представителей предприятий района наладить диалог с выпускниками.
– Престижно ли сейчас работать в аграрном секторе?
– Хорошо зарабатывать и развиваться, иметь перспективы карьерного роста можно в аграрном секторе. В вашем районе самая высокая средняя заработная плата в аграрном секторе в ЗАО «Гудевичи» – 1600 рублей за январь текущего года, что лишь на 5% ниже средней по стране (1684,9 рубля). А если сюда добавить социальный пакет, многочисленные льготы молодым специалистам.
– Александр Михайлович, в чём заключается практико-ориентированный подход в академии к обучению?
– Студенты академии с 1 курса приближены к производству. Например, студенты агротехнологического факультета на опытных полях изучают современные технологии возделывания сельхозкультур, проводят научные исследования. Студенты факультета биотехнологии и аквакультуры на индустриальном комплексе под руководством опытных преподавателей принимают участие в технологическом процессе по выращиванию малька радужной форели в производственных условиях. На учебном полигоне проходят подготовку будущие специалисты по всем специальностям академии. Здесь студенты не только знакомятся с основными видами современной сельхозтехники, её конструктивными особенностями, но и осваивают её настройку, регулировку и возможные ремонтные работы. Есть диагностическая станция легковых автомобилей, которая оснащена необходимым современным оборудованием.
В академии студенты могут параллельно получить водительское удостоверение на право управления автомобилем различных категорий, а также удостоверение тракториста-машиниста. В школе-ферме, начиная с первого курса, студенты изучают и участвуют в технологических процессах по уходу, кормлению, доению и селекционной работе крупного рогатого скота.
В целом же практическая составляющая в типовых учебных планах занимает 71–80%.
– Как осуществляется учебный процесс в академии?
– Особенность учебного процесса в академии заключается в использовании инновационных технологий обучения. В частности, внедрена модульно-рейтинговая технология; лекции, дидактические, контрольные, тестовые материалы – всё в электронном варианте. А на лабораторных занятиях активно используются мультимедийные средства, современные машины, механизмы, приборы, оборудование, интерактивные доски.
Производственные и преддипломные практики проходят как на объектах академии, так и на передовых предприятиях АПК. Это научно-исследовательские институты, агрокомбинаты, рыбхозы, агрофирмы, племенные заводы, филиалы кафедр на производстве.
– Какие новые специальности откроются в этом году в академии?
– В этом году появятся две специальности: строительство зданий и сооружении, квалификация – инженер-строитель (очно – 5 лет; заочно – 6 лет);
технический сервис в АПК, квалификация – инженер.
– Александр Михайлович, скажите, а в чём преимущества обучения по целевому договору?
– Можно выделить следующие направления: персональные доплаты к стипендии со стороны заказчика, которые студент не потеряет в случае приостановления выплат государственной стипендии; индивидуальный подход к подготовке специалистов, который позволяет учитывать пожелания заказчика; гарантированное трудоустройство в течение пяти лет после окончания вуза.
– На какие сельскохозяйственные специальности в этом году можно поступить без экзаменов по целевому договору?
– Таких специальностей 8.
1. Производство продукции растительного происхождения (технолог).
2. Защита растений и карантин (технолог).
3. Производство продукции животного происхождения (технолог).
4. Водные биоресурсы и аквакультура (технолог).
5. Техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции (инженер).
6. Технический сервис в АПК (инженер).
7. Мелиорация и водное хозяйство (инженер).
8. Агробизнес (экономист).
На специальности: землеустройство и кадастры, строительство зданий и сооружений, правоведение, маркетинг, коммерция, бухгалтерский учёт, анализ и аудит, финансы и кредит, мировая экономика – абитуриенты, поступающие на условиях целевой подготовки, должны сдать устный экзамен в академии.
– Александр Михайлович, скажите, имеется ли военная кафедра в академии?
– Военной кафедры в академии нет, но студенты имеют возможность пройти службу в резерве в Вооружённых Силах Республики Беларусь в течение трёх лет обучения во время летних каникул. Подготовка по военно-учётной специальности составляет 4 месяца. В 2022 году такую возможность использовали 12 студентов.
– Есть ли возможность сейчас пройти стажировку в академии в других странах?
– В академии активно практикуется такой вид обучения. Например, в 2022 году студенты академии проходили стажировку в Китайской Народной Республике.
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
#образование #учёба #высшее_образование #Мостовщина
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад