«Отправляется автобус «Мосты-Гудевичи». Номер автобуса 4879», - деловито объявляет женский голос на автостанции «Мосты». Утомленные ожиданием пассажиры уже приготовились ехать, докуривающие выбрасывают папиросы в урну и спешат занять свои места. Наконец водитель закрывает дверь автобуса, и он плавно отчаливает. Счастливого пути!
Ничто так не объединяет как общественный транспорт. Нигде так не ощущаешь локоть соседа как здесь. И только в автобусе проявляется истинная человечность тех, кто готов постоять за других. Эта «кухня» нам хорошо знакома.
Но отчего-то мы редко и очень поверхностно останавливаем мысли на тех, кто соединяет эти самые пути-дороги, продумывает маршруты, корпит над удобным для всех временем, заботится о безопасности и комфорте, берет на себя ответственность за чужие жизни.
На этот раз я захожу не через парадный вход. И буду общаться с сотрудниками АС «Мосты» не через стекло как рядовой пассажир, которому нужен билет, а как корреспондент.
В комнате отдыха меня встречают ожидающие своего рейса водители за разговором с линейным контролером-ревизором Светланой Викторовной Чабан. В следующем помещении – старший кассир Светлана Чеславовна Демещик и билетный кассир Анна Генриховна Савко за работой. Забегая вперёд, это очень дружный коллектив с хорошим чувством юмора, милые и открытые люди. Мы поговорили об их буднях. И вот что я узнала.
- Чем тяжела работа диспетчера автостанции?- Одно только то, что это постоянное общение с людьми, делает наш труд сложным. Нужен настоящий талант, чтобы справляться с обязанностями грамотно и терпеливо. Сейчас пассажиры очень раздраженные. Чуть что, сразу требуют книгу жалоб, - делится наблюдениями контролер Светлана Чабан. - Отдельно хочется отдать должное нашим водителям. Они не видят своих семей, праздников, работают в любую погоду. - Кроме того, девочки-кассиры очень рано встают, - дополняет ее старший кассир Светлана Демещик.
- Какие основные жалобы пассажиров к вам поступают?- Задерживается автобус – вот самая частая претензия, - сообщает С.Ч. Демещик. - И все же нарекания случаются нечасто. А если и бывают, стараемся разрешать ситуации спокойно и находить подход к каждому человеку, - высказывает свою точку зрения контролер. - Однако в основном пассажиры у нас неплохие. Ездят одни и те же.
- Часто ли люди теряют свои вещи?- Бывает, что оставляют в автобусах, на лавочках, в зале ожидания. Тогда звонят нам. Вот недавно женщина приходила, отдали ей перчатку. Был еще случай, когда потеряли кошелек с деньгами. Все возвращаем, никогда по этому поводу возмущений не было, - признается контролер пассажирских перевозок.
- Для кого действуют льготы на проезд?- Ими пользуются инвалиды 1 и 2 групп, дети-инвалиды, их сопровождающие, участники Великой Отечественной войны, которых уже, к сожалению, мало. Дети от 5 до 10 лет могут ездить бесплатно по городу и пригороду (со справкой), а на межгород -- со скидкой в 50 процентов. Надеемся, что останутся льготы и для пенсионеров в этом году, - высказывает предположение С.Ч. Демещик.
- Если по обстоятельствам человек не может ехать, он получит назад деньги за билет?- Не редкость, когда такое действительно случается: люди передумывают, у них меняются планы. В таких случаях всегда можно сдать билет назад и вернуть потраченные на него деньги. За два часа до отправления компенсируется 100 процентов стоимости. Менее чем за пятнадцать минут - 85 процентов. А после отъезда автобуса – 75 процентов, - дает полезную информацию молодой кассир Анна Савко.
- Если ребенок забыл справку, он будет платить за проезд?- У нас работает контрольно-ревизорная служба. Она обязана следить за документами на наличие всевозможных льгот. Но мы никого не высаживаем из ребят. В любом случае, они едут в школу, - уверяет ревизор С. В. Чабан.
- То же самое в отношении рассеянности пенсионеров?- А вот пенсионное удостоверение должно быть в обязательном порядке. Без него льготный проезд невозможен. Это строгое правило пассажирских перевозок, - говорит С.Ч. Демещик.
- Как поступаете с людьми под градусом?- Бывает, некоторые не могут попасть в автобус из-за своего нетрезвого состояния. Сидят, ждут, пока придут в себя. Тех, которые спят на лавочках или креслах, мы сдаем. Обращаемся в нашу охрану. Ребята всегда приедут и помогут, - с благодарностью высказывается старший кассир. Работники автостанции не без гордости подчеркивают, что частяком у них бывают россияне по пути в санаторий «Энергетик». Очень хвалят АС «Мосты» за чистоту и уют. Сотрудницы украшают здание цветами, заботятся об озеленении территории снаружи. Во главе этих полезных инициатив стоит старший кассир Светлана Чеславовна Демещик.
- Не без помощи коллектива. Девочки у нас очень старательные, дружные, добрые, - с небольшим смущением уточняет она. В следующий раз о буднях водителей наш разговор с ведущим инженером по организации пассажирских перевозок филиала «Автомобильный парк №9 г. Мосты» ОАО «Гроднооблавтотранс» Д. А. Денищиком.
В. ТРЫНКИНАНа снимке: билетный кассир А. Г. САВКО, контролёр С. В. ЧАБАН и старший кассир С. Ч. ДЕМЕЩИК (слева направо). Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад