В партизанской землянке на мемориальном комплексе у деревни Шимки есть фотоснимки двух выдающихся партизан, судьба которых неразрывно связана с Мостовщиной, – Николая Войцеховского и Сергея Чудинова. После войны Николай Калистратович работал в ЦК КПБ, а Сергей Васильевич – председателем Мостовского райисполкома.
Накануне Дня народного единства будет к месту рассказать подробнее об этих людях, которых связала партизанская судьба на Мостовщине.
Когда началась война, Николай Войцеховский, заместитель главного инженера шахты №1 г. Ухты, подал рапорт о направлении его на фронт. Он хорошо ориентировался по карте, был знаком с подрывным делом и по компасу ходил в дебрях Сибири и Северного Урала. Его зачислили в группу ускоренной подготовки разведывательно-диверсионной школы для отправки в тыл врага.
Сергей Чудинов во время срочной службы на Дальнем Востоке принял решение посвятить свою жизнь армии. После окончания Ульяновского бронетанкового училища служил в Белоруссии. Познал всю горечь отступления. Весной 1943 года после окончания разведывательно-диверсионной школы в Москве был заброшен на оккупированную немцами территорию Гродненщины. Являлся бессменным начальником штаба партизанской бригады.
Познакомились капитан Николай Войцеховский и лейтенант Сергей Чудинов в разведшколе. Вот как вспоминал Сергей Васильевич то время: «Зима сорок третьего ушла на усиленную подготовку. Подрывное дело, стрельба из оружия всех европейских систем, марш-броски, чтение карт, партизанская тактика… И конечно, обмен тем неоценимым опытом, который был уже приобретён нами в боях на фронте».
В одну из апрельских ночей четыре военно-транспортных самолёта ЛИ-2 преодолели 800-километровый путь за линию фронта и выбросили десантников и их груз на оккупированной территории в районе Липичанской пущи. Вместе с капитаном Николаем Войцеховским приземлилось 35 человек. Им была поставлена задача организовать широкое партизанское движение в Барановичской и Белостоцкой областях. Базой диверсионная группа капитана Войцеховского выбрала деревню Шестилы. Её вначале в Липичанской пуще и называли «Мостовский отряд».
К тому времени в районе пущи уже действовало несколько партизанских отрядов, в составе которых были местные жители или солдаты-окруженцы. Опыта борьбы с врагом они серьёзного не имели, не было в отрядах и радиосвязи. В таких условиях трудно было налаживать широкомасштабную войну с врагом, наносить ему существенный урон. И вот сюда прибыли настоящие профессионалы. Была установлена связь с Центральным штабом партизанского движения, действия лесных солдат приобрели скоординованность, партизанские отряды выросли численно.
Первой боевой операцией диверсионной группы был взрыв эшелона. Вот как вспоминает об этом Сергей Чудинов:
– Первый железнодорожный эшелон фашистов мы взорвали всем составом отряда на дистанции Гродно – Мосты у деревни Заполье. Эшелон взрывали двумя зарядами, одновременно расстреляв ружейными гранатами паровоз. Перебили большую часть охраны. В вагонах оказалось продовольствие, которое везли на фронт. Мы взяли сколько могли галет, консервов, крупы, муки, а оставшимся продовольствием воспользовались жители деревни Заполье. Движение по железной дороге было остановлено на сутки.
Группа Николая Войцеховского подрывала эшелоны на железной дороге, добывала разведданные, налаживала связи с местным населением. Только в октябре 1943 года на железных дорогах было устроено 12 взрывов. Так, на перегоне Мосты – Рожанка взорвали вражеский эшелон с горючими и смазочными материалами, который шёл на фронт. Были уничтожены паровоз и сорок вагонов. Вскоре был взорван воинский эшелон на участке Волковыск – Мосты. Под откос полетели паровоз и 12 вагонов. Ещё через несколько дней была проведена диверсия на участке дороги Мосты – Россь.
К ноябрю 1943 года на базе группы капитана Войцеховского была создана партизанская бригада, в которой находилось 324 партизана. В её составе действовали три отряда: «Комсомол Белоруссии», «26 лет Октября» и «Звезда». Начальником штаба бригады был назначен лейтенант Сергей Чудинов. Эти два командира продолжали воевать рука об руку и крепко дружили. Хотя внешне они не были похожи. Командира бригады партизаны знали как высокого, широкоплечего, атлетически сложенного человека с маузером в деревянной кобуре, умеющего пошутить, а начальник штаба был невысокий, худощавый, молчаливый, вдумчивый, умеющий оценивать факты и события человек. Вместе они дополняли друг друга, разрабатывали планы партизанских операций против врага. Особенно активно шла «рельсовая война».
К весне 1944 в бригаде было уже четыре отряда. Появился ещё один, которому присвоили имя Матросова. А вскоре и ещё один. Бригада продолжала вести активные боевые действия. В оперативной сводке Совинформбюро за 18 марта говорилось: «Партизанский отряд, действующий в Белостокской области, пустил под откос воинский эшелон противника: паровоз и 15 классных вагонов полностью разбиты». Через четыре дня партизаны организовали крушение ещё одного немецкого эшелона.
А 19 апреля 1944 года московское радио передало, что группа белостокских партизан остановила на перегоне железнодорожный состав противника. Советские патриоты уничтожили паровоз, 20 вагонов и, кроме того, взорвали более трёхсот рельсов. Движение на этом участке было прервано на несколько суток.
К моменту соединения с частями Красной Армии в бригаде было 769 человек. Они взорвали 117 воинских эшелонов, уничтожили 38 немецких автомашин и тракторов, три крупных электростанции. В боях и при взрывах воинских эшелонов убито 7 324 фашиста, взято в плен 131 солдат и офицеров противника.
По-разному сложились судьбы партизан после войны. Многие бывшие командиры достойно проявили себя на государственной и хозяйственной работе. Сергей Чудинов некоторое время работал заместителем председателя Гродненского облисполкома, потом с 1949 года почти десять лет председателем Мостовского райисполкома. Он жил и трудился на той земле, которую освобождал от немцев в годы войны.
Капитану Николаю Войцеховскому было присвоено звание подполковника. Он работал в Минске, затем, как квалифицированный специалист, был отозван на строительство и восстановление народного хозяйства, работал начальником ряда шахт. Вплоть до семидесятых годов он приезжал на Мостовщину, в деревню Шестилы, к людям, которые помогали в тяготах партизанской жизни.
Память о партизанах, сражавшихся с врагом в наших местах, сохраняется в музеях Мостов, Гродно и Москвы. Очень грамотно и активно рассказывает посетителям Липичанской пущи об этом периоде нашей истории директор заказника Андрей Воробей. Андрей Михайлович провёл немалую аналитическую работу, собрал много документов об истории партизанского движения в нашем крае, встречался с людьми, которые помнили те времена, в том числе с хозяйкой дома, где в годы войны был штаб Николая Войцеховского.
История в лицах нужна всем нам, кто ценит прошлое своей малой родины и стремится узнать его глубже.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото из архива
Оперативные и актуальные новости в нашем Telegram-канале
Подписывайтесь по ссылке
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад