Расспросить подробно деда о войне не получилось. Конечно, в самом раннем детстве, приезжая периодически в деревню Неман на побывку, кое-что любознательность пяти- шестилетнего мальца успела выхватить. Очень хорошо помню, что дедушке часто болела рука, потому что «был ранен на войне с немцами». Но чётче всего в памяти проявляется как раз 9 Мая: мой дед Володя при полном параде, гремя многочисленными медалями, слушает старенький проигрыватель, где со скрипучей пластинки доносится голос Льва Лещенко : «Этот День Победы порохом пропах». Когда стал постарше, всё как-то не досуг было о войне порасспрашивать. А потом дедушки не стало…
И вот, спустя почти два десятилетия после его смерти, наконец-то «созрел». И узнать во всех подробностях о фронтовом пути моего деда стало уже делом чести.
«Всего лишь» ранен..
Мой дед был призван в ряды Красной Армии в августе 44-го, сразу после освобождения Беларуси от немцев. А уже месяц спустя отправлен на фронт – в самое пекло сечи, именуемой Великая Отечественная.
56 стрелковый полк 19-й гвардейской дивизии, куда он был зачислен, как раз приступил к решению очередной военной задачи, вошедшей в историю как Прибалтийская наступательная операция.
По данным найденных документов чётко прослеживается участие в Мемельской операции, целью которой было «отсечь германскую группу армий «Север» от Восточной Пруссии» и выйти к Балтийскому морю по линии Паланга-Мемель-устье Немана.
21 октября 1944 года дед был ранен (сквозное пулевое ранение правого предплечья) и отправлен в эвакуационный госпиталь № 1496 Шауляя, где пробыл до 10 ноября. Скорее всего, день ранения и совпадает с его первым военным подвигом, за который он был удостоен медали «За боевые заслуги». Случилось это в районе Калнуи (сегодня – Литва).
Официальные строки приказа № 0341, которым были награждены еще 14 бойцов, скупы. Но и они дают представление о том, что происходило в окрестностях Калнуи в те осенние дни октября 44-го: (сам приказ датируется 24 ноября 1944 года – в день, когда официально была завершена Прибалтийская наступательная операция).
«В боях при прорыве обороны противника в районе города Калнуи смело и решительно продвигался вперёд, несмотря на яростное сопротивление противника, уничтожил при этом 2 солдат».
Деду повезло. Он был «всего лишь» ранен…
Прибалтика – военная судьба
… Знаю, что после войны дедушка Володя ездил в Палангу отдыхать. Есть фото, где он запечатлен на фоне Балтийского моря. Тогда, в октябре 44-го ранение помешало солдату добраться до этих берегов. Но, видимо, желание все-таки однажды выполнить военный приказ и выйти к линии Паланга- Мемель-устье Немана, не давало покоя. И вот фронтовик туда добрался… Но уже после войны.
Что интересно: выросший на берегах Немана, я тоже всё детство мечтал однажды взглянуть на место, где прекрасная белорусская река впадает в Балтику. А вот реализовать детскую мечту получилось лишь в зрелом возрасте. Как и понять, почему меня так тянуло к местам, где Неман становится Балтийским морем. Выходит, эта тяга в нашей семье существовала на генетическом уровне.
…После 10 ноября 1944 года в составе 334 стрелковой дивизии дед продолжил боевой путь в Восточной Пруссии. Подразделение дислоцировалась в районе Гумбиннена (ныне город Гусев Калининградской области). 13 января началась Восточно-Прусская наступательная операция. И уже во второй её день – 15 января – дедушку снова ранили (сквозное пулевое ранение правого локтевого сустава).До 10 марта он находился на лечении в госпитале для легкораненых № 2404 в Каунасе.
Дальше – возвращение на фронт. Прибалтика стала военной судьбой моего деда. Восточно-прусская операция была в разгаре. 13 апреля стартовал её завершающий этап – Земландская наступательная операция. Именно в этот день, как выяснилось позже, дед совершил очередной подвиг, за который был представлен к правительственной награде «Орден Славы ІІІ степени»:
«13 апреля 1945 года в боях при прорыве обороны противника на Земландском полуострове в районе населенного пункта Тиренберг Восточной Пруссии товарищ Кульбака проявил мужество и отвагу. Смело поднявшись в атаку, первым ворвался в траншею противника, где уничтожил трёх солдат немецких и со своим отделением взял в плен 17 немецких солдат».
Времён связующая нить
Ему снова повезло. Первым подниматься в атаку – это, конечно, героизм. Но только на секунду себе представлю: в той траншее у Тиренберга 13 апреля 1945 года могло быть и совсем по-иному. И кто-то из тех трёх поверженных дедом немецких солдат мог на секунду ранее нажать на курок… Но он снова выжил. В том числе и для того, чтобы однажды на свет появился я и смог написать эти строки. А 14 апреля, правда, 61 год спустя, у меня родился сын – его правнук. Такая вот «времён связующая нить».
Кстати, сейчас такой населённый пункт, как Тиренберг, не существует. Но географически это место можно отыскать - район перекрёстка дорог на Шатрово-Грачёвку и Дунаевку в Калининградской области. Обязательно при случае поклонюсь тем местам…
Александр КУЛЬБАКА
На фото:
Владимир Кульбака. 9 мая 1985 года
Справка о ранении
Наградной лист – документальный свидетель подвига
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад