Пасхальное послание архиепископа Гродненского и Волковысского Антония пастырям, диаконам и всем верным чадам Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви.
Дорогие отцы, братья и сестры! Со светлым праздником Пасхи Христовой сердечно приветствую всех вас!
Христос воскресе! Воистину воскресе!
Сегодня нас окрыляют слова пасхального тропаря — слова на все времена: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». В них — вся суть миссии Сына Божия на земле: испытать предательство, унижение, поругание, перенести страшную боль на Кресте, сойти в долину смертного мрака — и победить смерть, чтобы каждый из нас имел надежду на жизнь вечную!
Для первого человека звучали приговором слова: В день, когда ты вкусишь от [древа познания добра и зла], смертью умрешь (Быт. 2:17). Воскресение Христово отменило этот приговор, который довлел над человечеством, разрушая весь смысл бытия. «Наш Владыка Христос сокрушил врата медные (Ис. 45:2) и поразил самое лицо смерти. Что я говорю “лицо”? Самое имя ее Он изменил, потому что она уже не называется смертью, но успокоением и сном», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
В «Новом Афонском патерике» рассказывается, как человек вместе с Богом может нанести смерти смертельное поражение. Старец Симеон Григориатский умирал в больнице и порой впадал в забытье, по немощи путая некоторые детали. Послушник для проверки спросил его: «Отче, где ты?» В ответ прозвучало: «Я во Христе». «В каком ты городе? — уточнил послушник. — В Афинах, или в Салониках, или где-то еще?» Старец ответил ясно и четко: «Неважно, в Афинах ты или в Салониках. Важно, чтобы ты был во Христе».
Примерно то же самое за две тысячи лет до Симеона Григориатского писал Римлянам апостол Павел: никто из нас не живет для себя […]; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем (Рим. 14:7-8). Кто во Христе, тот перейдет от смерти в жизнь (см. Ин. 5:24). А главное на этом пути — попытаться следовать словам апостола и жить не для себя, но для Бога и ближних!
Каноническим образом Воскресения Христова в православной традиции является икона «Сошествие во ад». То, что изображено на ней, имеет к нам самое непосредственное отношение. «Знай: гроб — сердце: там погребены и содержатся в непроницаемой тьме твой ум и твои помышления», — проповедует преподобный Макарий Великий. Мы все, если будем честны сами с собой, сможем признаться: иногда внутри нас творится сущий ад. Лишь Христос может снять камень с гроба нашей души, освободить и вывести на свет наши чувства, волю и разум. Это произойдет, если мы доверимся Спасителю, Его творческой силе, преображающей грубый материал сердец человеческих в уникальные произведения Божественного искусства.
Святитель Николай Сербский свидетельствует: «Какой художник в мире сем сравнится с Художником Христом, из людей неученых творящим мудрецов, из рыбаков — апостолов, из малодушных — отважных витязей, из развратников — людей святых? Но дабы увидело свет то, что знает и умеет художник, нужно всё необходимое отдать во власть его рук. Ведь и вправду всё вверяется рукам мастеров своего дела. Вот и людей нужно вложить в руки Христовы, чтобы вытесал Он из них, выткал или выстроил всё то, что только Он один знает и умеет».
Вне Христа любой из нас — безвидная и пустая земля, где только тьма над бездной, а со Христом — живая икона. Собственными усилиями человек не может преодолеть этот переход: нужно приобщиться Пречистому Телу и Крови Господа, чтобы жить с Ним одной жизнью. Церковь не устает возвещать нам, что это Тело ломится ради нас, эта Кровь проливается ради нас. Даже сейчас, торжествуя о Воскресении Христовом, Церковь за Литургией напоминает нам о событиях Великой Пятницы, чтобы мы не забыли, какой огромной ценой куплена наша жизнь, наша свобода, наша пасхальная радость.
Нет и не может быть Воскресения без Голгофы, без Креста и гвоздей, копья и терний. Если мы хотим жить — значит, надо умереть. Умереть для себя, чтобы воскреснуть для любви к людям во Христе. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы принимаем Бога друг в друге: ведь само слово «Литургия» переводится с греческого языка как «общее дело». Именно эту благословенную общность и взаимную открытость символизирует давний обычай троекратно обниматься в честь Святой Пасхи. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев (1 Ин. 3:14) — так просто благовествует об этом апостол Иоанн Богослов.
В эти пасхальные дни желаю всем нам, чтобы наша любовь была деятельной, самоотверженной, решительной, чтобы все мы смогли в чём-то осчастливить наших ближних и стали от этого счастливее сами.
Храни вас Бог, дорогие!
Христос воскресе!
Воистину воскресе Христос!
С любовью о Воскресшем Господе
+ Антоний,
архиепископ Гродненский и Волковысский
Пасха Христова 2023 г.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад