Рейтингов лучших фантастических фильмов, так или иначе связанных с космической тематикой, немало. Но здесь попытаемся составить не список лидеров, а своеобразную палитру представлений человека о внеземном пространстве. Итак, вот он – такой разный космос в кинематографе.
«Путешествие на Луну»
Созданная в 1902 году, короткометражка француза Жоржа Мельерса стоит особняком в силу формата. Однако не упомянуть ее нельзя – по факту это первый в истории фильм о путешествии человека в космос. В первые годы XX века фильм пользовался огромной популярностью, а в дальнейшем оказал большое влияние на кинематограф в целом.
Копию фильма восстановили в 2011 году, и теперь ее можно посмотреть в интернете.
«Аполлон 13»
Также история о лунной миссии, но на этот раз основанная на реальных событиях. Созданная в 1995 году картина Рона Ховарда с Томом Хэнксом в главной роли посвящена одной из самых громких неудач (из тех, что обошлись без жертв) в истории американской космонавтики. Астронавты Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт и Фред Хейз облетели на космическом корабле Луну, но из-за аварии не смогли совершить посадку. Несмотря на все неполадки, экипаж все-таки смог вернуться домой.
По признанию экспертов, в плане и событий, и технических моментов это один из наиболее приближенных к реальности фильмов о космосе. Декорации, как и скафандры, фактически копировали оригиналы, а невесомость в кадре была настоящей. По совету Стивена Спилберга, Ховард использовал самолет NASA, который называли «Рвотной кометой». Аппарат летает по параболической траектории и может обеспечить 25 секунд невесомости. По воспоминаниям участников, актеры Том Хэнкс, Билл Пакстон и Кевин Бейкон во время таких съемок держались молодцом, а вот операторам несколько раз становилось плохо.
«2001 год: Космическая одиссея»
Премьера фильма Стэнли Кубрика, который вошел в список культовых произведений кинематографа, состоялась в 1968 году. Созданная по сценарию выдающегося фантаста Артура Кларка, картина произвела взрывной эффект, причем вопросы, которые там поставлены, до сих пор в некоторой степени остаются без ответа.
Примечательно, что Кубрик попытался оформить страховку на тот случай, если вдруг внеземной разум объявится на нашей планете раньше, чем выйдет его фильм. Агенты оформлять такой полис отказались.
«Через тернии к звездам»
На телеэкраны двухсерийный фильм советского режиссера Ричарда Викторова вышел в 1981 году. Зрителю показывают просвещенное общество Земли XXIII века, в котором решены основные экологические и социальные проблемы, налажены полеты к звездам. Но кроме Земли есть и другие планеты, и вот там все не так хорошо: сумасшедшие ученые создают искусственных людей, а жадные фабриканты уничтожают экологию.
Сейчас фильм кажется довольно наивным, но как же притягательно и вместе с тем совершенно фантастически выглядит сцена «лечения» планеты Дессы, когда последствия экологической катастрофы исчезают на глазах. Как бы хотелось многим просто запустить продвинутое устройство, а через не столь большое время радостно воскликнуть: «Воздух стал чистым!».
«Кин-дза-дза!»
Спецэффекты, примененные в картине, произвели впечатление на одного из американских режиссеров, который попросил Данелию поделиться секретом. Тот отшутился, перенаправив коллегу по цеху к советским военным, которые якобы дали для фильма настоящую гравицаппу. Примечательно, что американский режиссер в самом деле попробовал связаться с Министерством обороны СССР на этот счет, за что Данелия получил от военных разнос.
«Гравитация»
Фильм о своего рода экологической катастрофе на земной орбите. Астронавты должны отремонтировать неполадку на телескопе Hubble, но их шаттл терпит катастрофу из-за столкновения с космическим мусором. Более того, тот же мусор становится причиной необратимых повреждений на МКС, из-за чего ее покидают люди. После множества испытаний одной из участниц экипажа шаттла ремонтников все-таки удается спастись
Вышедшая на экраны в 2013 году лента Альфонсо Куарона не рекомендуется к просмотру людям с чувствительным вестибулярным аппаратом, изобилует потрясающей красоты видами и по прошествии лет становится все актуальнее – несмотря на все фантастические допущения.
«Интерстеллар»
В картине Кристофера Нолана о путешествии не только в пространстве, но и во времени используется теория о черных дырах. Преданные фанаты называют «Интерстеллар» едва ли не самым точным в плане научности фильмом в своем жанре. Возможно, как раз поэтому художественные допущения здесь вызвали ожесточенные споры с цитированием научных статей и учебников физики.
По сюжету, в недалеком будущем все ресурсы Земли будут истощены и залогом спасения человечества станет лишь поиск другого места для жизни. Подходящие для этого планеты ищут в другой галактике, куда можно попасть через так называемую кротовую нору, позволяющую преодолеть пространственно-временной барьер. Задачу экспедиции усложняет эффект, при котором час по ту сторону «норы» сопоставим с несколькими годами на Земле.
В наш список не включены франшизы, например «Звездные войны» или «Чужой». Но это уже совсем другая история.
| Подготовила Алина КАШТАНОВА, БЕЛТА+
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад