1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Достижения пятилетия
Белорусы стали жить дольше. Ожидаемая продолжительность жизни сегодня составляет 74,5 года.
Каждому предоставлена возможность получить качественное образование. Построено 47 детских садов и 16 школ. По индексу уровня образования республика сопоставима с передовыми европейскими странами и занимает 30-е место из 189 государств.
Подтвердила свой высокий уровень белорусская медицина, прежде всего в педиатрии (особенно неонатологии), кардиологии, онкологии, трансплантологии. Введено в эксплуатацию 69 поликлиник и больниц. По уровню развития медицины наша страна в международном рейтинге занимает 59-ю позицию из 93 стран.
Значимы достижения и в экономике. Инфляция уменьшилась до однозначных величин, ее уровень поддерживался в целевых значениях. Повысилась доступность кредитов. Ставка рефинансирования уменьшена более чем в три раза.
Государство делает упор на развитие бизнеса. Предпринимательство вносит существенный вклад в экономику. Оно обеспечивает более 40 процентов экспорта товаров и 50 процентов ВВП. В стране созданы благоприятные условия для развития частного сектора экономики.
Снизилась административная и контрольная нагрузка на бизнес. В рейтинге DoingBusiness-2020 Беларусь заняла 49-ю позицию среди 190 экономик мира.
Созданные комфортные условия работы и преференции позволили получить белорусской IT-индустрии всемирное признание. Треть экспорта услуг приходится на информационно-телекоммуникационные услуги.
Республике удалось сохранить промышленный потенциал и основные узнаваемые в мире белорусские бренды. В мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности промышленности Беларусь находится на 47-й позиции из 152 стран мира.
Беларусь является региональным лидером в производстве тракторов, занимая порядка 80 процентов их общего выпуска в ЕАЭС, обеспечивает около трети мирового рынка большегрузных карьерных самосвалов. Впервые освоено производство легковых автомобилей.
Вступив в мировой клуб государств, использующих энергию мирного атома, наша страна получила экологически чистый источник энергии, который снизит зависимость страны от углеводородного сырья.
Мы входим в тройку лидеров по экспорту калийных удобрений, обеспечивая седьмую часть мирового производства.
Республика Беларусь зарекомендовала себя надежным партнером на международной арене, поддерживая торговые отношения более чем с 200 государствами мира.
Страна полностью обеспечивает себя продовольствием. Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения соответствует уровню развитых стран и по многим позициям превышает показатели, достигнутые в странах ЕС: по мясу — в 1,2 раза, молоку — в 1,7 раза, овощам — в 1,4 раза.
Сохранена уникальная для полноценной и разнообразной жизни людей окружающая природная среда. По индексу экологической эффективности Беларусь в мировом рейтинге занимает 49-ю позицию из 180 стран.
Основные проблемы развития
Вместе с тем страна по-прежнему сильно зависима от внешних рынков, в первую очередь от поставок углеводородного сырья.
Высокая долговая нагрузка, отсутствие оборотных средств у предприятий не позволили провести в полном объеме их техническое перевооружение. Как следствие, сегодня мы отстаем от стран ЕС по уровню производительности труда, прежде всего в государственном секторе экономики.
Нам не в полной мере удалось создать развитый финансовый рынок и привлечь в экономику «длинные» деньги на инвестиционные цели, сформировать полноценную конкурентную среду. По-прежнему сохраняется неравный доступ к финансовым ресурсам для крупного бизнеса и МСП.
Продолжают сохраняться бюрократизм и волокита в принятии решений на местах. Недостаточно развиваются институты для быстрого получения гражданами и юридическими лицами качественных административных процедур.
Не решен вопрос сокращения документооборота и отчетности.
Не в полной мере заработала система оценки последствий принятия нормативных правовых актов на бизнес.
Среди социальных проблем — уменьшение демографического потенциала и постарение населения. Наблюдается межрегиональная диспропорция по уровню доходов. Недостаточно развита социальная инфраструктура, особенно в сельской местности.
На решение обозначенных проблем, создание комфортных условий жизни и работы на белорусской земле будет направлена деятельность государства в новом пятилетии.
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ РЕАЛИИ РАЗВИТИЯ
2020 год войдет в историю как год серьезных испытаний для стран всего мира. Коронавирус, закрытые границы, торговые барьеры и ограничения, нарастающие противоречия между ведущими «центрами силы» обострили хрупкость текущего мироустройства.
Современный мир переживает период глубоких перемен в условиях глобальной неопределенности, вызванной пандемией COVID-19. Мировая торговля, уже до коронавируса испытывавшая трудности на фоне международных торговых споров и роста протекционизма, вследствие пандемии серьезно сократилась. Одновременно обострились противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, нарастанием нестабильности в международных отношениях.
Структура международных отношений в таких условиях значительно трансформируется — складываются новые центры политического и экономического влияния. Происходят рассредоточение мирового потенциала силы и развития, трансформация ценностных ориентиров и попытки навязывания собственной шкалы ценностей другим государствам.
В мировой экономике складывается новая реальность, для которой характерны волатильность финансовых и товарно-сырьевых рынков, сокращение глобальных цепочек поставок, разделение глобального экономического пространства на региональные структуры с новыми формами тарифных и нетарифных ограничений.
Нарастание демографического дисбаланса и усиление общемирового тренда — старения человечества — приведут к еще большей борьбе за человеческий капитал.
В этой новой парадигме большинство стран будут вынуждены перенести фокус своей экономической стратегии на развитие внутреннего рынка, обеспечение продовольственной безопасности и дальнейшее укрепление человеческого капитала.
При этом процессы цифровизации значительно ускорятся, что обусловит необходимость и важность расширения цифрового контроля и повышения кибербезопасности, а также перестройки рынка труда с повышением его мобильности, гибкости и адаптации к удаленной работе.
Следует ожидать усиления роли государств в управлении общественными процессами в наиболее чувствительных секторах. Приоритетной станет именно социальная сфера.
Глобальные вызовы и угрозы требуют адекватного комплексного ответа, продуманных, согласованных и скоординированных действий всех ветвей власти, государства и общества.
Учитывая новые мировые тренды, Беларусь в предстоящем пятилетии продолжит свой курс развития, основанный на национальных интересах. При этом республика признает особую значимость поддержания стабильности и безопасности в мире и готова взаимодействовать со всеми странами, ориентированными на конструктивный диалог и плодотворное сотрудничество, в интересах преодоления глобальных вызовов и формирования сбалансированной международной повестки дня.
В условиях сохраняющейся неопределенности и возрастающей конкуренции определяющей становится стратегия восстановления экономики с выходом на траекторию устойчивого развития.
Приоритетное внимание — борьбе за внешние рынки и стимулированию внутреннего потребления. В основе роста — эффективное использование местных ресурсов, максимальное задействование внутренних резервов, развитие собственной индустрии высоких технологий.
3. ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДСТОЯЩЕГО ПЯТИЛЕТИЯ
Главная цель предстоящего пятилетия — обеспечение социальной стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет качественного роста экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации. В основе этого — доходы, цены, занятость, доступное жилье, безопасный транспорт, доступные и высокотехнологичные услуги в здравоохранении и образовании.
Поставленная цель требует увеличения емкости внутреннего рынка, запуска нового инвестиционного цикла, улучшения деловой среды, снижения рисков и издержек инвесторов и бизнеса.
Экономическая политика государства будет направлена на восстановление экономики и ее последующий устойчивый рост через повышение производительности труда и создание новых рабочих мест, стимулирование внутреннего потребления и наращивание экспорта.
Среди ключевых задач — сократить зависимость экономического роста от углеводородного сырья, увеличить экспортный потенциал за счет высокотехнологичных товаров, запустить новый инвестиционный цикл.
Основными результатами достижения поставленной цели станут:
рост ВВП в реальном выражении в 2025 году — не менее чем в 1,2 раза к уровню 2020 года;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,5 года;
рост инвестиций в основной капитал более чем в 1,2 раза к уровню 2020 года;
наращивание объемов экспорта товаров и услуг — более 50 млрд долларов США в 2025 году;
увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения за пятилетие в 1,2 раза, включая рост пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
Приоритеты развития:
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ — это укрепление традиционных семейных ценностей, в основе которых здоровая семья, физическое и духовное благополучие, воспитание молодежи, обеспечение активной старости, забота о старшем поколении.
СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ — это комфортные и безопасные условия жизни и труда, качественная и доступная социальная инфраструктура, высокая мобильность, инвестиции в новые производства и производительная занятость.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СТРАНА — это образование и обучение, развитие науки, поддержка изобретательства и рационализаторства, раскрытие творческого потенциала. Это образовательная система нового типа, способная отвечать на вызовы современного социально-технологического уклада. Она станет основой для человека, способного ставить перед собой цели и достигать их, имея актуальный набор знаний и умений, оставаясь востребованным в течение всего жизненного пути.
ГОСУДАРСТВО-ПАРТНЕР — это укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком и государством и бизнесом. Усилия будут направлены на формирование социальной стабильности и благополучие народа.
4. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Повышение качества жизни населения за счет эффективной занятости, устойчивого роста доходов и улучшения социальной среды станет основой обеспечения социальной стабильности в обществе. Главное — социальная безопасность и благополучие граждан.
Укрепление демографического потенциала и здоровья населенияВ предстоящем пятилетии задачи демографической политики останутся неизменными — стабилизировать численность населения и создать условия для последующего ее роста.
Политика государства в области рождаемости будет направлена на укрепление института традиционной семьи и поддержку многодетных, защиту материнства и детства. Придерживаясь традиционных семейных ценностей, необходимо развивать институт семьи. Предусматривается введение дополнительных стимулов для рождения в семьях вторых и последующих детей. Будет усовершенствована система государственных пособий, расширена программа семейного капитала.
Основной инструмент — обеспечить доступность комфортного жилья. Значительно вырастут объемы строительства с государственной поддержкой для семей, воспитывающих троих и более детей. Каждой состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетной семье будет предоставлена возможность в строительстве жилья в течение одного года с даты постановки на учет.
Продолжение смотреть по ссылке: