Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноОбществоНаука и образованиеНаука и образование

Охота за выпускниками. Почему иностранные вузы завлекают белорусов и каковы реальные стороны заграничного образования

Охота за выпускниками. Почему иностранные вузы завлекают белорусов и каковы реальные стороны заграничного образования04 ноября 2021 — 07:11

Западные вузы каждый год разрабатывают все более заманчивые ходы, чтобы привлечь больше белорусской молодежи.

На фоне явного демографического кризиса Европа сегодня как никогда заинтересована в рабочей силе. Причем перспектива выходцев из Ближнего Востока или арабских стран Запад радует мало. А вот белорусы со своим славянским менталитетом вполне подходят. Далеко не каждый задумывается, но в способах завлечения жителей нашей страны к себе европейцы ох как изощрены. 

Начинают с выпускников наших школ. Западные вузы каждый год разрабатывают все более заманчивые ходы, чтобы привлечь больше белорусской молодежи «бесплатным обучением». Но так ли это на самом деле? Какова реальная причина высокой заинтересованности европейцев в белорусских абитуриентах? Можно ли верить всему, что обещают иностранные вузы? В этом разберемся в материале. 

Реальная причина интереса

Первый и самый главный вопрос: почему именно белорусы? И если некоторые сраженные «перспективными» обещаниями и «широкими» возможностями абитуриенты и их родители не видят или не хотят видеть реальных причин, то те, кто к вопросу подходит с трезвым умом, точки над «i» расставляют быстро. 

Система среднего образования в Беларуси – одна из лучших на постсоветском пространстве, и не только. В течение четырех последних лет наша страна входит в группу 30 наиболее развитых стран по показателям в сфере образования. Обучение и воспитание в наших школах организовано в первую очередь в интересах человека, общества, государства и направлено на формирование разносторонне развитой личности. Питание, учебники, культурно-досуговая жизнь, само обучение – государство вкладывает немалые деньги в то, чтобы создать максимально комфортные условия для учеников. При этом в той же Литве или Польше родителям влетает в копеечку содержание школьников, государственные затраты отличаются в меньшую сторону от тех, что в Беларуси.

Вот и получается: наше государство воспитало, научило, выпустило во взрослую жизнь, а близлежащая к нам Европа, уже давно смекнув, где и на ком можно нажиться, «накормила» обещаниями и с радостью пригрела готового и качественного белорусского выпускника, который и денег в бюджет принесет, и потом работать останется. Своя-то молодежь, зная все тонкости, уже давно выбрала курс на вузы Германии или Великобритании. 

pexels-photomix-company-518244.jpg

Политолог Пётр Петровский приводит еще одно логичное объяснение интереса европейских вузов к белорусам. По его словам, из-за падения рождаемости в западных университетах и колледжах снижается конкурс на поступление, а это ведет к снижению нагрузки преподавателей и сокращению финансовых средств, которые поступают в эти учебные заведения. 

– Именно поэтому иностранные вузы заинтересованы в изменении паритета сил. Привлечение молодых людей из-за рубежа – это попытка сохранить мощность данных учебных заведений Запада, в том числе заработать деньги, – рассуждает Пётр Петровский.

Деньги, пожалуй, ставят здесь во главу угла. Учеба за границей обойдется ох как недешево. Речь о тысячах евро в год. А если учесть, что определенный финансовый интерес и у фирм-посредников, которые так охотно соглашаются оказать всяческую поддержку, то и вовсе становится понятно: для европейцев это выгодный бизнес и свой государственный интерес. Пункт «дать качественное образование и хорошую профессию» в списке их интересов не стоит. 

Какова «наживка»?

В вопросе завлечения иностранной молодежи самым эффективным «оружием» выступает реклама. Пожалуй, многие заметили, что в интернете в последнее время появляется много рекламных роликов, в которых приглашают на учебу за границей, расписывая, как все будет «хорошо и перспективно». Стоит хоть раз, пусть даже случайно кликнуть по предлагаемой ссылке, как потом избавиться от навязчивых предложений будет крайне сложно. Чтобы не быть голословной, приведу пример из личного опыта. 

Когда я готовилась к написанию публикации, разумеется, пришлось изучить немало информации. В том числе и на просторах Сети. Зная заранее о тонкостях таргетированной рекламы, я предполагала, что еще не раз в моем браузере всплывут окошки типа «Учеба в Польше: почему стоит сюда поступить». Но то, что эта информация захватит не только мой рабочий ПК, но и личный, да еще и телефон и все социальные сети, было выше всяких ожиданий. Причем длилась эта «акция информирования» не день и не два. Сталкиваться с предложениями поступить за границу приходится даже недели спустя.
 
И это все, на минуточку, не просто рандомно всплывающая реклама. В агитационную кампанию в интернете Европа вкладывается финансово, и причем очень даже серьезно. Неспроста уже сегодня Беларусь задумывается о том, что стоило бы на законодательном уровне запретить навязчивую рекламу западных вузов.

А теперь представим: какой-нибудь выпускник, немалую часть времени проводящий в интернете, задумался, куда же ему поступать. Стоит ему один раз ввести в поисковой строке своего браузера такой запрос, хитрая Сеть сию минуту смекнет, что юноша в раздумьях. И тут же начнет «накидывать» варианты. День, неделя, месяц – навязчивые предложения с обещаниями золотых гор все-таки вынудят парня перейти на один из рекламных сайтов. И то, что расписывают там, – уже совершенно отдельная тема. 

pexels-pixabay-356065.jpg

Заманчиво, но не ново

За красивыми предложениями скрывается прозаичная реальность, и это факт. Достаточно лишь детально изучить вопрос. Практически на всех сайтах, куда пришлось зайти, чтобы изучить те самые «прелести» и «изюминки» заграничного образования, начинается с одного: «лучший» уровень обучения. Первый пункт в списке «лучшего» – акцент на получение практических знаний. Да, действительно, этот момент очень важен в обучении. Но кто сказал, что у нас по-другому? В подтверждение тому можно привести наш Купаловский вуз, который предоставляет все возможности студентам для того, чтобы реализовать себя и свой потенциал, в том числе через практико-ориентированное обучение. Первый проректор Гродненского университета имени Янки Купалы Юрий Романовский подчеркивает: в ГрГУ четко налажена организация работы по проектному принципу. Университет внедряет практические формы обучения, здесь создана студия проектов и стартапов, которая поможет студентам развивать инновационные идеи и реализовывать собственные бизнес-проекты. 

Подтверждается это и примером сотрудничества редакции «Гродзенскай праўды» с кафедрой журналистики факультета истории, коммуникации и туризма ГрГУ. В редакции создан филиал кафедры, студенты не только приходят к нам регулярно и знакомятся с опытом работы будущих коллег по профессии, но и выполняют практические задания, проходят производственную практику, а самые способные и активные даже работают в штате в качестве журналистов.

Следующий пункт – «хорошая репутация иностранных университетов». И наши в этом отнюдь не уступают, часто пальма первенства принадлежит им. В этом году четыре белорусских вуза попали в рейтинг лучших университетов мира. В список вошли БГУ, БГУИР и два медицинских – в Гродно и Витебске. В 2020 году главный вуз страны – Белорусский государственный университет – обошел все университеты Польши, Литвы, Латвии и Украины во всемирном рейтинге QS World University Rankings. Для сравнения: вузы той же Польши никогда не поднимались выше 300-й позиции в мировых рейтингах. Вот и получается, что громкие заявления не всегда соответствуют действительности. 

pexels-pixabay-159866.jpg

«Доступные стажировки и отличные карьерные перспективы» – это тоже один из фактов, который упорно навязывают нашей молодежи. Только вот если задуматься, построить хорошую карьеру, когда у тебя недостаточно опыта, языковых навыков, будет очень непросто, особенно в чужом государстве. В той же Польше право в отношении иностранцев меняется часто. Легально работать без разрешения на работу во время учебы могут разве что аспиранты. Получается, на выходе из университета, какими бы знаниями и способностями выпускник ни обладал, практического опыта у него – зеро. Отсюда вытекает и следующая проблема – трудоустройство. Опрометчиво думать, что после окончания университета выпускник будет нужен со своими потребностями хоть кому-то, кроме самого себя. Если белорусам первое рабочее место, сопровождаемое многими социальными гарантиями, приносят буквально на блюдечке, то за границей придется ох как постараться, чтобы найти себе хоть какую-то работу, не имея опыта и связей. Зачастую (и таких историй насчитывается множество) ребятам приходится устраиваться хоть куда-то, лишь бы обеспечить себе хоть какое-то существование. 

pexels-daria-shevtsova-942419.jpg

За примером далеко ходить не надо. Недавно один из гродненских блогеров из числа тех, кто «рубит правду» из-за границы, выпустил сюжет о белорусе в Польше. Молодой человек был без пяти минут дипломированным филологом, и, как говорит сам, на Родине у него были все возможности проявлять свои инициативы. Однако в погоне за «лучшей жизнью» бросил все и уехал в Польшу. Сейчас работает то ли официантом, то ли барменом. На вопрос «Счастлив ли ты?» без заминки отвечает: «Нет». История, вместо того чтобы стать сенсационной, как задумывалось, оказалась неожиданно поучительной.

В списке было еще несколько «преимуществ», на которых даже не стоит заострять внимание. К примеру, «каждый студент может одновременно получить несколько дипломов», «качество образования регулярно контролируется соответствующими комиссиями», «хорошая материальная база», «большой перечень предлагаемых специальностей». Все это, и школьнику известно, есть в Беларуси.

«Академические свободы»

– В последнее время все чаще заграничные вузы употребляют термин «академические свободы» и этим пытаются привлечь иностранных студентов. В это понятие они вкладывают тот посыл, что учиться можно вечно. В университетах той же Польши или Литвы нет строгой системы сдачи экзаменов. Не сдал – можешь прийти завтра, через неделю или даже через несколько лет. У нас в этом плане выработана четкая система дедлайнов. И это, напротив, становится ощутимым плюсом для будущего специалиста, который таким образом становится более мотивированным к успешной сдаче, а значит, и учебе в целом, – рассказывает Юрий Романовский. – Еще одно направление, которое преподносят как преимущество, – формирование индивидуальной траектории обучения. Это значит, что студент самостоятельно может определить перечень дисциплин, которые ему интересны для обучения. Но стоит понимать, что это не более чем маркетинговый ход. В любом случае при обучении какой бы то ни было профессии есть так называемый госкомпонент, то есть обязательные для изучения предметы, которые важны для будущего специалиста. 

В Беларуси сегодня осуществлен переход на образовательные стандарты нового поколения. Это значит, что университет совместно с заказчиками кадров и самими студентами формирует модуль дисциплин, необходимых для обучения. Такой опыт, кстати, есть и в нашем Купаловском вузе.

IMG 4432

Нисколько не уступают наши университеты иностранным и в организации программ академического обмена. И этот вектор академической мобильности организован так, чтобы направить наших студентов на учебу не только в Европу, но и в страны Азии. Студенты-купаловцы учатся по обмену в Китае, России, Казахстане, Грузии. И возможности эти становятся только шире. 

Начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик подчеркивает: вузы страны и, в частности, Гродненщины – учебные заведения высочайшего уровня.

– Университет имени Янки Купалы, медицинский и аграрный университеты постоянно входят в топ самых востребованных среди абитуриентов, занимают лидирующие позиции в рейтинговых списках страны. Купаловский вуз и вовсе назван лучшим региональным вузом республики, его по праву считают университетом широких возможностей. К слову, в этом году он первым в Беларуси зачислил нужное количество студентов, – рассказывает Руслан Абрамчик. – В среднем в году количество поступающих в зарубежные вузы не достигает и 10 процентов, невысокий процент выпускников. Речь в большей степени о ценностях, которыми руководствуются молодые люди, уезжая за пределы страны. 

Сравнивать преимущества и недостатки обучения в Беларуси и других странах можно долго, но в этом отпадает необходимость, если отдавать себе отчет, что наших ребят иностранцы рассматривают как дополнительную рабочую силу в будущем, притом с меньшей зарплатой. 

– Стоит понимать и то, что далеко не все, кто получает образование за границей, остаются работать по специальности. По разным причинам, но чаще всего из-за отсутствия у нанимателей желания устраивать специалистов без опыта. Выпускники же белорусских образовательных учреждений, гарантированно обеспеченные первым рабочим местом, за время отработки набираются навыков, накапливают опыт и становятся более конкурентоспособными на рынке труда, – отмечает Юрий Романовский.

Как видно, реальность на поверку гораздо прозаичнее того, что показано в ярком рекламном ролике. Выбирая место учебы, нужно отбрасывать эмоции и слепую веру в то, что «там лучше». Не зря же на этот счет у нас бытует не одно меткое выражение от «Не путай туризм с эмиграцией» и «Хорошо там, где нас нет» до мудрого «Где родился, там и пригодился». Жаль только, что путь к осознанию этой жизненно важной истины многие проходят ценой собственного печального опыта, а иногда и разрушенных на чужбине жизней. 

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

 


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио