Идея тесного сотрудничества семьи и школы, направленного на решение общей задачи формирование трудолюбивой, образованной и здоровой нации, должна объединить общество ради будущего страны. Об этом заявил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 21 ноября на семинаре со студентами, преподавателями и выпускниками Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
Прямая видеотрансляция семинарского занятия была организована в семи вузах страны: Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Мозыре, а также в Минском государственном лингвистическом университете. Всего участниками семинара стали свыше 2,5 тыс. студентов.
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что для встречи есть хороший повод – ведущему педагогическому университету Беларуси исполняется ровно сто лет. Президент подчеркнул, что ему хотелось бы, чтобы эта встреча стала серьезным вдумчивым разговором, где каждый может поделиться своими мыслями, сомнениями и предложениями.
«Я убежден, что образование это действительно фундамент общества, пропуск для государства, для всей нации в завтрашний день, в будущее, отметил Александр Лукашенко. – Все важно – и экономика, и геополитика, и финансы, и безопасность. Но в конечном счете будущее наше зависит от того, какими мы вырастим наших детей. Сумеем ли мы дать им глубокие знания, верные ориентиры в жизни, крепкий нравственный стержень? Вот в чем главный кардинальный вопрос».
Президент выделил несколько блоков проблем в образовании, на которые необходимо обратить внимание. Один из них связан с низким уровнем престижа профессии учителя. «Зарплатой здесь все не решим. Многие факторы влияют на то, что статус наставника сегодня недопустимо низок, играет свою роль в том числе и современная культура, сказал Александр Лукашенко. Вспомните, как много прекрасных книг и фильмов об учителях и школе создавалось в советские годы. Но сейчас писатели, сценаристы, режиссеры предлагают нам совсем других героев. А ведь это формирует общественное мнение не в пользу учителя».
Еще один сопутствующий фактор текучесть кадров. Президент обратил внимание, что далеко не все абитуриенты пришли в педагогический вуз, чтобы связать свою жизнь с учительством. «Для когото это просто получить диплом о высшем образовании. Они отрабатывают положенные два года, а потом уходят из профессии. А некоторые вообще, проучившись в вузе годполтора, уходят, потому что понимают, что не туда попали. Вы знаете, лучше пусть раньше уйдет, через годполтора, чем потом, получив образование, бросить свою профессию», отметил Глава государства.
В этой связи Президент считает необходимым, чтобы во всех вузах Беларуси было больше практики. Только окунувшись в реалии своей профессии, будущий специалист поймет, на правильном ли он пути. «Попал не туда уходи с первого курса, переходи на другую специальность и учись. Если попал туда, то на практике должен освоить то, чем живет современный аграрный сектор, производственный, авиационный и так далее», подчеркнул Глава государства.
Кроме того, по мнению Президента, необходимо модернизировать методы преподавания. Александр Лукашенко обратил внимание, что даже по таким специальностям, которые связаны с работой в поле, обучают в аудиториях. «Чему вы там их научите? Мало того, у нас аграрная наука и преподаватели (это касается и других сфер в разной степени) отстали от современной жизни! Коль отстали давайте в поле. Там мы на практике продвинулись дальше. К нам приезжают, изучают опыт», сказал Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что в Беларуси оптимизируют систему образования, убрав все лишнее и оставив сэкономленные средства в самой системе образования. Эти проблемы будут рассмотрены в ближайшее время на уровне Главы государства.
«Я уже зарекался, что мы ни в коем случае больше не будем реформировать образование. Потому что дореформировались в свое время до того, что пришлось все ломать, переворачивать и возвращать все лучшее, приспосабливаясь к хорошему современному, сказал Президент. Думал, все, образование больше трогать не будем. Но ничего не получилось, потому что жизнь нас заставляла идти вперед, начиная от централизованного тестирования и заканчивая другими процессами. И я увидел, что мы просто отстаем в современных условиях от требований жизни».
«Не в качестве реформы, а в качестве совершенствования процесса образования в школах, вузах и так далее мы очень серьезно еще раз (думаю, в начале или середине будущего года) вернемся к вопросу образования и рассмотрению проблем в этой сфере. Будем делать это очень взвешенно», заявил Президент.
«Новое хорошо тогда, когда оно основано на фундаменте старых знаний», подчеркнул Глава государства.Президент считает, что система образования сильно забюрократизирована. По его словам, «с учителей требуют отчетов, кроме планов урока, в три раза больше, чем основная нагрузка, всякой писанины».«Мне докладывают, что этот вопрос решен. Посмотрим, решен ли. Но я почувствовал, что гдето чтото упускаем, не идем в ногу со временем», отметил Президент. В этой связи была создана группа, которая занималась изучением проблемных вопросов в системе образования. По словам Президента, группа подготовила доклад, преподнеся все в лучшем виде. Александр Лукашенко отметил, что его это насторожило, а потому была создана вторая группа, чтобы еще раз вернуться к изучению проблем в школе и в вузе.Глава государства обратил внимание на то, что сегодня мир находится в затяжной экономиче
ской рецессии. Это влияет и на Беларусь, поскольку страна с экспортоориентированной экономикой. «Дополнительных средств мы не найдем, надо оптимизироваться, убирать все лишнее, экономить деньги», сказал Александр Лукашенко.
Президент выразил недовольство тем, как выполняется данное им поручение изменить программы вузов, а также школ. «Что мы заставляем в силу необходимости по программе изучать в школе? Половина хлам. Абсолютно ненужный для жизни детей. Поэтому я потребовал, чтобы программы были изменены. Чтото изменили, но все равно это не то. Поэтому я часто критикую Минобразования, что мы не соответствуем реалиям, которые у нас сегодня есть», сказал Президент.
Школьные и вузовские программы необходимо осовременить, не отказываясь от лучших наработок прошлого. В своем выступлении Президент уделил особое внимание вопросам воспитания человека, его моральных принципов и нравственности. «Понятно, что школа должна не только давать знания, не только учить учиться, но и воспитывать. Однако мы хорошо знаем и другое: в деле воспитания никто и никогда не заменит семью. Взаимодействие и взаимоотношения школы и семьи остаются актуальными», отметил белорусский лидер.
Пресс-служба Президента Республики Беларусь
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад