Вспомните, какой была ваша жизнь в 18-19 лет? О чём вы мечтали? Как проводили время? С кем общались? Несомненно, сейчас в голове всплывут картины безмятежной юности, веселья и беззаботности. Совсем иная картина была у тех, кто в таком возрасте попал на интернациональную службу в Афганистан. Один из них – уроженец деревни Струбница Казимир Копач.
Повестку в армию он получил осенью 1980 года. Школу молодого бойца проходил в столице Туркменистана – г. Ашхабад. Здесь знакомили с оружием, обучали военной тактике, учили выживать в чужой и совершенно иной стране. Ответственность, исполнительность и завоёванный авторитет среди сослуживцев помогли получить Казимиру звание сержанта. После 5 месяцев учёбы их привезли в г. Поли-Хумри на севере Афганистана.
– Меня отправили в 59-ую бригаду материального обеспечения. Мы возили топливо, вооружение, боеприпасы, продовольствие. Наши МАЗы и КамАЗы были под прицелом моджахедов, – вспоминает Казимир Казимирович. – Однажды из виноградников у д. Аминовка наша колонна, перевозившая керосин, подверглась обстрелу из гранатомётов. Один из снарядов пробил цистерну, из неё хлынуло топливо. Не останавливаясь, я доехал до безопасного места, где оставшийся керосин слили. Как же я радовался, что он не вспыхнул! – рассказывает Казимир Казимирович.
Было у нашего собеседника и ранение. Колонна остановилась у реки, чтобы набрать воды для охлаждения двигателя, освежиться и попить. Вдруг сверху летит снаряд, который разорвался буквально в 10 метрах от сержанта Копача. Осколки разлетелись во все стороны, один из них попал ему в ногу.
Приходилось юным воинам-интернационалистам и терять своих товарищей.
– В горном перевале Саланг, связывающем центральную и северную часть Афганистана, мы попали на диверсию. В тоннеле были подорваны 2 военные машины, перевозившие топливо, за которыми я ехал. В одной из них находился россиянин Сергей Рубцов. Весёлый парень, музыкант, обладающий замечательным голосом, получил 60% ожога тела и скончался. Он умирал на наших глазах. Мы же надышались копотью и продуктами горения, но выжили. Как же мы были рады этому. А Сергея вспоминаем добрым словом до сих пор, – перебирает в душе воспоминания наш собеседник.
По окончании службы – в сентябре 1983 года – он возвращается в Беларусь в звании старшины роты и устраивается работать на ОАО «Мотекс», затем трудился водителем. А более 25 лет назад создал производственную сельскохозяйственную рыбоводческую артель «Рыбхоз Струбницкий». Полносистемное хозяйство сейчас реализует рыбу для Мостовского района, а ведь начиналось всё с 40 га земли. Выращивание от икринки до товарной рыбы – весь процесс наладил Казимир Копач. Он же помог жителям Струбницы, чтобы в их колодцах появилась вода, которой ранее почти не было. Эти закалка и умение добиваться поставленных задач получены ещё там, в горной местности далёкой страны.
Война в Афганистане не сломила, а закалила Казимира Копыча. Научила бороться за себя, свою свободу, показала ценность жизни и как она хрупка. На собраниях воинов-афганцев он всегда напоминает, как важно проводить патриотическую работу с молодёжью. И конечно же подрастающему поколению Казимир Казимирович желает никогда не услышать свист свинца над головой, не увидеть, как взрываются снаряды и гибнут от оружия люди. Мир – вот что мы должны пронести в будущее.
Анастасия ЗБЕРЕНОВСКАЯ
Фото автора и из личного архива Казимира КОПАЧА
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад