Таких машин, как у водителя ДРСУ-208 Валерия Сурмача, в области всего четыре. Поэтому автогудронатор на базе МАЗа очень востребован. И работать Валерию Иосифовичу приходится по всей области, там, где есть объекты «Гроднооблдорстроя». Горячая работа у него в прямом смысле.
Нам удалось поговорить с «Почётным дорожником Беларуси» в тот день, когда водитель завершал ремонт своей техники. Была середина марта.
В прежние годы ремонты дорог начинались в мае и завершались в ноябре. Теперь ситуация изменилась. Сезон работ на своей машине Валерий Иосифович завершил в прошлом году 18 декабря и ушёл в отпуск. Его предупредили, что весна будет ранней, так что после отпуска надо оперативно провести ремонт техники. И сам автомобиль МАЗ необходимо было серьёзно подремонтировать, поскольку интенсивно эксплуатируется, и гудронатор тоже, поскольку работает при высокой температуре и с вязкими смесями.
Сделал он всё добросовестно и вовремя. Ведь во время сезона работ много, агрегат не должен простаивать.
Валерий Сурмач – коренной мостовчанин. Учился в техникуме, служил в армии. И вот уже три десятка лет, с февраля 1990 года, работает водителем в ДРСУ-208. Работал на разных грузовых автомобилях. Всегда бережно относился к вверенной технике, содержал её в исправном состоянии, обеспечивал своевременный выход на линию.
Со временем пришёл опыт. В 2001 году за высокий профессионализм он был награждён грамотой Президента Республики Беларусь.
Вскоре ему доверили более ответственную работу. И вот уже восемнадцатый сезон начал на своём автогудронаторе. Это специализированная дорожная машина для доставки горячих битумных смесей к месту проведения или ремонта автомобильных дорог. Она используется в основном для равномерного пролива эмульгатора (битумной смеси) под давлением на поверхность дорожного полотна. Работа осуществляется в автоматическом и ручном режимах, с заданной скоростью и плотностью обработки ремонтируемого участка дороги. В большинстве случаев агрегат под управлением Валерия Сурмача используется для пропитки поверхности асфальта перед нанесением щебня, а также для заливки дорожного полотна перед асфальтированием. А поскольку мест, где дорожники ремонтируют дороги в нашем районе и в области много, то и агрегат под управлением этого опытного водителя не знает простоев.
– Раньше для строительства дорог использовался гудрон, – рассказывает Валерий Иосифович. – Затем научились делать битумные эмульсии. Они позволяют создавать высокопрочные и долговечные дорожные покрытия. Работы могут выполняться при низкой температуре и высокой влажности.
– Нам и теперь мостовчане делают замечания: «Что вы проводите ямочный ремонт после дождя?», – улыбается водитель. – Да, при работе с гудроном этого было делать нельзя. А при использовании битумных эмульсий нет нарушения технологии.
– Валерий Иосифович очень профессионально делает своё дело. Его работа даёт значительный экономический эффект. – говорит главный инженер управления Вадим. – Общая себестоимость работ снижается за счёт увеличенного срока эксплуатации битумной эмульсии в погодных условиях от весны и до поздней осени. Помимо этого технология использования битумной эмульсии для создания дорожного покрытия является экологически чистой, выбросы в атмосферу от растворителей отсутствуют, также как и опасность загорания во время обработки и транспортировки битумного раствора. С техникой безопасности наш лучший водитель тоже дружит.
В 2017 году мостовские дорожники, в том числе и Валерий Сурмач, славно потрудились на объектах Свислочского района, которые готовились к Дожинкам. Этой же осенью водитель был награждён нагрудным знаком отличия Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь «Ганаровы дарожнік Беларусі». Есть у него и награды Мостовского райисполкома, два раза фотография лучшего водителя заносилась на районную Доску почёта.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад