В восьмидесятилетнюю историю Мостовщины яркую страницу вписала уроженка Самуйлович Дольных, звеньевая комсомольско-молодёжного звена в колхозе имени М.И.Калинина, ставшая впоследствии депутатом Верховного Совета СССР Клавдия (Скоробогатая) Заяц.
Как молоды мы были…
Семья Антона Зайца в деревне Самуйловичи Дольные была очень уважаемой. Её ценили за трудолюбие, отзывчивость, готовность прийти на помощь.
– Когда я раненым вернулся с фронта и начал обустраивать свой дом по соседству с этой семьёй, нам она помогала, чем могла, – рассказывал впоследствии житель этой деревни Павел Стельмах. – А какие трудолюбивые девчата подрастали у Антона, особенно Клавдия. Весёлая, задорная, трудолюбивая, не зря она стала «командиром» звена у нашей молодёжи.
– Какие они только культуры не выращивали: и лён, и кукурузу, и сахарную свёклу и всегда звено Клавдии было лучшим, – гордился успехом односельчанки Яким Григорчик.
В послевоенное время в деревне было принято после школы оставаться в родных местах. Даже клич такой был «Всем классом в колхоз!». Клавдия окончила школу в своей деревне и в 1955 году пришла в бригаду. Здесь ей всё было знакомо, потому что каждое лето на каникулах трудилась в поле с женщинами-односельчанками. Они и всему научили. Смышлёной девушке не раз давал поручение и бригадир: то пробежать измерить участок поля, то вести учёт сделанных работ. Всё ей нравилось, всё у неё получалось.
Вскоре в деревне образовалось комсомольско–молодёжное звено. Девушки избрали Клавдию своим лидером. А уже через два года показатели звена стали лучшими на Мостовщине. Вот статистика работы за 1957 год: «В этом году звено, которое возглавляет Клавдия Заяц, сеяло 8 гектаров льна, 5 гектаров кукурузы и 3 гектара сахарной свёклы. И получило высокий урожай: по 950 центнеров зелёной массы кукурузы, 5,9 центнера льносемя, 6,7 центнера льноволокна и по 270 центнеров сахарной свёклы с гектара. Хорошие урожаи получало звено и в прежние годы». Даже теперь, спустя многие годы и десятилетия, эти цифры достижений впечатляют.
Тогда землю сельчане пахали пока ещё плугом, а все культуры выращивали ВРУЧНУЮ: сеяли рядками сахарную свёклу и лён, а кукурузу сажали в землю каждое зёрнышко отдельно – квадратно-гнездовым способом.
Сами несколько раз пропалывали, где надо – поливали. Только заканчивалась прополка одной культуры, как уже надо было бежать на другой участок, где подросла следующая. И так работали до осени: сначала вручную рвали лён, обмолачивали, под августовские росы раскладывали его, сушили, затем копали картофель и свёклу, которую, очистив от земли, сдавали на приёмный пункт. Но работы и осенью, и зимой не кончались – снова вручную вели теребление льнотресты. Работы добавилось, когда звену поручили выращивать ещё и табак. Осенью его собирали, сушили, а зимой разглаживали, упаковывали и сдавали государству.
– Я с удовольствием вспоминаю ту пору юности, – говорит Клавдия Антоновна, – работа была тяжёлой, но как интересно и сплочённо мы жили! С вечера и до поздней ночи в деревне играла гармошка, а утром дружно, с песнями, звено опять выходило на работу. Вместе отмечали праздники, за хорошую работу получали награды, подарки.
И вот она, Москва!
О работе комплексного звена Клавдии Заяц (так оно впоследствии стало называться) узнали на Гродненщине. Её избрали членом Мостовского районного, а затем и Гродненского областного комитетов комсомола. Стала она и депутатом Мостовского районного Совета депутатов. Тогда же и впервые побывала в Москве на ВДНХ. А вскоре была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
А вскоре состоялось ещё одно событие, которое круто изменило жизнь деревенской девушки. В 1958 году она стала депутатом Верховного Совета СССР пятого созыва. В Москве познакомилась со многими известными людьми: Министром культуры Екатериной Фурцевой, маршалом Семёном Будённым, руководителями Белоруссии.
Уже на первой сессии окунулась в гущу политических событий. Было зачитано заявление Булганина о сложении полномочий. А Председателем Совета Министров страны депутаты избрали Никиту Хрущёва. Он и выступил с основным докладом о развитии колхозного строя и реорганизации МТС. Из доклада я узнала, что средний размер колхоза в Белоруссии составляет 308 гектаров. Собственной техники у колхозов нет, а та немногочисленная, что принадлежит МТС, часто не доезжает до хозяйств. Ставка делается в основном на ручной труд. Всё, что говорилось на заседании Верховного Совета, я воспринимала очень близко. Конечно же, технику надо передать колхозам и дать возможность приобретать её у государства. На земле два хозяина быть не может. К тому же это облегчит тяжёлый труд колхозников. Депутаты высказывались также о повышении оплаты трудодней, развитии на селе социальной сферы.
На одном дыхании прослушала выступление Министра иностранных дел Андрея Громыко, который говорил об инициативе СССР о прекращении испытания атомного и водородного оружия. Я и представить себе не могла, что в мире так далеко зашла гонка вооружений.
«Учиться тебе, Клавдия, пришло время…»
Участие в работе Верховного Совета СССР очень сильно расширило мой кругозор, сельской девчонки. Я стала интересоваться событиями и понимала, что необходимо повышать свои знания.
Да и отец как-то сказал: «Учится тебе, Клавдия, надо, время пришло такое, больше пользы себе и людям принесёшь».
Девушка поступила в Могилёвскую советско-партийную школу, которую успешно закончила с высокими оценками. И ещё одно важное событие произошло во время учёбы в школе: там познакомилась и вышла замуж за студента Ростислава Скоробогатого. Так что с этого момента она стала носить уже другую фамилию.
Молодая семья получила направление на работу на Мостовщину. Ростислав Андреевич стал заместителем председателя колхоза в Зарудавье, а Клавдия Антоновна была избрана председателем сельского Совета. Здесь они трудились несколько лет. Затем новое назначение. Ростислав Скоробогатый был избран председателем колхоза имени Дзержинского в деревне Парфёновичи, а Клавдия Антоновна трудилась председателем Пацевичского сельсовета. Каждый день приходилось добираться туда и обратно на велосипеде. А вскоре в Парфёновичах организовалось отделение связи. Она перешла туда работать заведующей, это было ближе к дому. Новая работа ей понравилась. В те годы Клавдия Андреевна, несмотря на то, что была женой председателя, имела такие же «дялки» сахарной свёклы и других культур, как и все остальные женщины Парфёнович. Этим она не тяготилась, работала в поле с удовольствием, как когда-то в молодёжном звене.
Жизнь в Парфёновичах была насыщенной, интересной. Каждый год вводились новые жилые дома, производственные помещения, объекты социальной сферы. За успехи в развитии сельскохозяйственного производства Ростислав Скоробогатый неоднократно награждался. Затем жизнь опять внесла свои коррективы. В стране началось укрупнение хозяйств. Колхоз имени Дзержинского был присоединён к колхозу имени Адама Мицкевича. Ростиславу Скоробогатому предложили работу директора Мостовского хлебозавода. В Мостах начала трудиться Клавдия Андреевна сначала в госстрахе, затем в райсобесе бухгалтером. Коллеги всё так же восхищались добросовестностью, порядочностью и старанием этой женщины, её приветливостью и доброжелательностью, жизненной мудростью.
…Мы зашли в квартиру Клавдии Антоновны после женского праздника. Как много здесь было разных цветов! Маму и бабушку поздравили дети, внуки и правнуки. От этого внимания у пожилой и заслуженной женщины, настоящей мостовчанки, было прекрасное настроение.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото из архива Клавдии Скоробогатой
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад