Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноГод исторической памятиГод исторической памятиНовости МостовщиныНовости Мостовщины

О прошлом – правду. Почему стал возможен срыв «молниеносной войны», узнайте в материале историка Владимира Егорычева. Часть первая – мужество лётчиков

О прошлом – правду. Почему стал возможен срыв «молниеносной войны», узнайте в материале историка Владимира Егорычева. Часть первая – мужество лётчиков15 июня 2022 — 09:17

Лето и осень 1941 года – тяжелейший период нашей истории, уроки которого обязаны знать все соотечественники. Но не менее хорошо следует понимать и то, что, вопреки уверениям местечковых либералов и их западных кураторов (якобы наши деды и прадеды не хотели защищать «прогнивший сталинский режим»), Красная Армия продолжала сражаться. Срыв блицкрига стал возможным именно потому, что таких героев оказалось много. Они не бежали, бросая оружие, а оборонялись до последнего патрона, снаряда, гранаты. Кому-то удалось задержать врага на несколько минут, кому-то – на несколько часов, кому-то – на несколько дней. Вклад каждого был каплей, упавшей в общую чашу. В итоге она переполнилась, и блицкриг был сорван. Именно социалистическое государство оказалось способным поднять на борьбу с врагом весь свой народ.

В предрассветный час 22 июня…

В предрассветный час 22 июня 1941 года вооружённые силы Германии, Румынии и Финляндии начали выполнение Директивы № 21, подписанной верховным главнокомандующим и фюрером рейха А. Гитлером 18 декабря 1940 года. На нашу страну ринулись 152 германских и 29 румынских и финских дивизий, имеющих вооружение: 4 950 самолётов, 2 800 танков, 4 700 орудий и миномётов – всего с той стороны гигантского восточного фронта на нас кинулось во всеоружии около 5,5 млн. человек!

За спиной захватчиков – экономическая и военная мощь почти всей Европы (и не только Европы!), успешный двухлетний опыт разгрома Польши, Франции, Норвегии, Дании, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Греции, Югославии. Главная ставка делалась на сокрушающую мощь первого неожиданного удара концентрированными массами танков, авиации, пехоты, на стремительный бросок к жизненным центрам Советского Союза.

Давно не является секретом то, что 22 июня 1941 года вражеская авиация и артиллерия уничтожили более 1200 советских самолётов, большинство из которых не успели взлететь. Но картина первого дня войны будет неполной, а следовательно, искажённой, если мы по примеру фальсификаторов истории забудем о том, что и немецкая авиация понесла в тот день немыслимые прежде потери – более 200 самолётов (называются и другие цифры). А ведь ими управляли лучшие лётчики люфтваффе. В их числе был смертельно раненый 22 июня немецкий ас капитан Гейнц Бретнютц, получивших рыцарский крест в октябре 1940 года, что было большой редкостью для того времени.

Первые воздушные бои

Воздушные схватки начались в первые же минуты войны. Крайне неприятным сюрпризом для противника стала решимость, с которой советские лётчики шли на таран. Историки до сих пор выясняют, кто же первым его совершил. Проблема состоит в том, что героев было более двух десятков, воевали они далеко друг от друга, а с секундомером никто за ними не следил.

Впрочем, со слов очевидцев, известно, что наручные часы командира авиазвена 46-го истребительного авиационного полка старшего лейтенанта Иванова замерли на отметке 4 часа 25 минут, когда его машина, протаранив «Хейнкель-111», упала на землю. За этот подвиг старшему лейтенанту Иванову Ивану Ивановичу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

22 июня в начале пятого утра свой подвиг совершил и младший лейтенант Дмитрий Кокорев. Его воздушная схватка с немецким самолётом-разведчиком не сразу выявила победителя. А когда боеприпасы закончились, Кокорев самоотверженно рубанул самолёт противника в районе хвостового оперения. В отличие от разбившегося врага наш лётчик сумел посадить свою повреждённую машину на поляну. В расположение авиаполка герой вернулся пешком.

Уцелел и лейтенант Пётр Рябцев. В небе над Брестом он протаранил Ме-109, после чего благополучно приземлился на парашюте. К сожалению, почти все герои погибли. В их числе – старший лейтенант Пётр Кузьмин, который неподалёку от Гродно после нескольких неудачных заходов совершил таран немецкого «мессершмитта».

В бою над аэродромом Черлёна замполит 1-й эскадрильи старший политрук А.С. Данилов своим И-153 таранил правое крыло Ме-110. В медсанчасти 3-й армии его «познакомили» с немецким майором, который успел выпрыгнуть с парашютом из тараненного самолёта. Гитлеровец имел два железных креста за бои в Бельгии и Греции. На Восточном фронте это был его первый вылет, который оказался для фашиста последним.

Их мужество – пример потомкам

Несмотря на тяжесть боёв, советские лётчики буквально рвались в воздух. Командир эскадрильи И.Н. Дроздов совершил пять боевых вылетов и сбил два самолёта, девять раз поднимался в воздух старший политрук А.А. Артемьев и уничтожил три вражеские машины.

На глазах у личного состава полка, наблюдавшего бой с земли, совершил подвиг командир звена старший лейтенант Н.И. Ерошин. Он прямо со взлёта пошёл в лобовую атаку. Немецкий лётчик имел явное преимущество в скорости и маневренности, мог без труда сбить взлетающий самолёт. Однако Ерошин не дрогнул и не свернул с курса. При сближении одновременно прозвучали две длинные пулемётные очереди. Ценой своей жизни Ерошин сбил фашистского стервятника. Товарищи похоронили героя рядом с аэродромом.

Сведения о том, как сражались наши лётчики в начале войны, есть и в воспоминаниях фронтовиков. Иван Баграмян, встретивший войну в должности начальника оперативного отдела штаба Киевского Особого военного округа, писал: «Командир эскадрильи 86-го бомбардировочного полка капитан С.П. Жуков в единоборстве с тремя фашистскими истребителями сбил одного из них, но и сам был подбит. Он выбросился с парашютом, с трудом добрался до своего аэродрома и, едва ему успели перебинтовать ноги, снова вылетел на боевое задание».

Что же касается уничтоженных советских аэродромов, то, как уточнил военный историк Алексей Исаев, они «были разгромлены вовсе не одним ударом ранним утром в первый день войны. Их атаковали раз за разом в течение нескольких дней. Добивающим ударом стал общий отход на старую границу после завершения приграничного сражения. Повреждённые самолёты пришлось бросать. Здесь следует отметить, с одной стороны, простую, с другой – не всем понятную и очевидную вещь: боевой самолёт 1941 года – это не автомобиль «Жигули». Это достаточно сложная и капризная машина, требующая сложного и трудоёмкого обслуживания. Отход нарушал сложившуюся систему».

Тем не менее все эти дни наша авиация наносила по врагу свои разящие удары.

(Продолжение следует)

Владимир Егорычев,

кандидат исторических наук

Фото из открытых интернет-источников


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио