Старшее поколение мостовчан ещё помнит протяжные гудки фанерного завода, по которым деревообработчики шли на работу и её оканчивали. Звучали они также в начале и конце обеденного перерыва.
По этому гудку ориентировались и на других предприятиях.
Но в середине семидесятых годов прозвучал над Мостами последний заводской гудок. Причина была одна: у людей появились часы. Сначала домашние, а затем и ручные.
Увлекательную историю о часах на Мостовщине рассказала на выставке «Добро пожаловать в СССР» мастер народных художественных ремёсел районного центра культуры Ирина Федюк. Она же принесла показать и старинные часы из домашней коллекции, которые носили её дедушка и родители.
Была затронута интересная страница истории Мостовщины. Я хорошо помню и заводской гудок, и родственников, которые спешили по нему на работу, и первые часы, появившиеся в родительском доме, а затем и свои первые – наручные. Среди моих одноклассников в шестидесятых годах наручных часов не имел никто, кроме одного ровесника Вити Сурмача. Его отец работал колхозным бригадиром, часы получил в подарок за хорошую работу и отдал их сыну.
Но вот уже в семидесятых годах настенные, настольные и наручные часы начали массово появляться у мостовчан. В приоритете у мужчин были часы марки «Победа». Такие носил мой отец. Сильная заводная пружина тянула механизм даже при плохой или загустевшей смазке в течение 34 часов при полном заводе. Простая, без изысков, но солидная конструкция на 15 камнях делала механизм в высшей степени долговечным. Оснащали часы противоударным устройством. Помимо того, выпускались они в пылеводозащитном корпусе. Неудивительно, что каждый, кто их имел, чрезвычайно этим гордился. Как правило, их получали в качестве памятного подарка либо как награду за трудовые достижения на производстве.
Свои первые часы я купил, начав трудовую деятельность, с зарплаты. Тогда у молодёжи одной из самых популярных моделей была «Слава». Для неё были характерны хромированный корпус и никелированные стрелки. Молодёжи нравились также часы «Полёт».
Популярными среди представительниц прекрасного пола были "Заря" и "Чайка", а также минские часы марки «Луч».
В 70-х годах каждый житель Советского Союза имел возможность купить себе часы. Средняя цена их составляла примерно 40 рублей, более престижные модели могли стоить больше 100 рублей, но были и дешевле – около 15-20. Средняя зарплата равнялась тогда 160 рублям.
Теперь уже отпала необходимость внешнего сигнала и как-то незаметно стих над Мостами голос заводского «будильника».
– Я помню, что первый гудок в Мостах звучал за час до начала смены, второй – в начале смены, – рассказала Елена Пецевич. – По ним мать будила нас в школу. Я и теперь, когда слышу на вокзале гудок тепловоза, с ностальгией вспоминаю тот, заводской.
– Во время моей молодости в 70 годах мы, девушки, пели песню Эдуарда Колмановского о заводском гудке, – сказала мостовчанка Мария Волкович. – Слова помню до сих пор:
Такая тишь над городком,
Таким покоем дышат дали.
А мы не время с тем гудком,
Мы всю судьбу свою сверяли.
Ты это в памяти храни,
Как вместе с ним мы отмечали
И наши праздничные дни,
И наши общие печали.
Он звал меня издалека,
Когда порой бывало туго,
И голос этого гудка
Я узнавал, как голос друга.
Гудок когда-то стоял на крыше заводской котельной в Мостах. Тогда это было самое высокое здание в городе. Жаль, что он не сохранился и его нет в музее «Мостовдрева». Он был из латуни, весом 5-7 килограммов.
А вот старинные часы, что его заменили, в семьях мостовчан сохраняются как добрая память о молодости, о прошедшем времени.
Станислав ЗВЕРОВИЧ
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад