В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это особенная дата, отмеченная светом нашей благодарной памяти, светом великой любви и огромной печали. Она навечно занесена в историю страны и наши сердца.
Старт нового проекта
Вспоминая наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, на долю которых выпали испытания войной, голодом, смертью родных и близких, мы решили обратиться к семейным альбомам. Через пожелтевшие снимки, что бережно хранятся и передаются из поколения в поколение практически в каждой семье, мы хотим рассказать о судьбах поколения, принёсшего на нашу землю мир и покой. Свой новый проект мы так и назвали: «История одной фотографии».
Предлагаем нашим читателям, жителям Мостовского района, а также всем общественным организациям – «Белой Руси», БРСМ, Фонду мира, женсовету, профсоюзам, пионерам – активно присоединяться к журналистской инициативе. Давайте вместе «полистаем» семейные альбомы и вспомним, расскажем на страницах газеты «Зара над Нёманам», через что пришлось пройти нашим родным и близким, какой ценой завоёван сегодняшний мирный день белорусов.
Фотографии (это не обязательно должны быть военные снимки) и воспоминания родных о страшных и героических событиях Великой Отечественной войны можно приносить в редакцию лично, а также присылать по почте или в электронном виде на E-mail: zarja@mail.grodno.by.
Это нужно нам, потомкам солдат Великой Победы, чтобы не рвалась связь поколений, чтобы никогда не допустить подобной трагедии в будущем, чтобы сберечь память о мужестве, доблести, чести и силе духа наших земляков.
Два Алексея
Оба моих деда Алексея прошли сквозь жернова Великой Отечественной войны. Гришкевич Алексей Максимович из агрогородка Пацевичи в самом начале фашистской оккупации был вывезен на принудительные работы в Германию. После освобождения германской территории частями Красной Армии, был мобилизован, принимал участие в боях на реке Одер, освобождал Кёнигсберг, с ранением вернулся домой.
Второго своего деда Бейдука Алексея Григорьевича, жителя деревни Мижево, я знаю только по фотографии, где он вместе со своим закадычным другом. Она, пожелтевшая от времени, – всё, что осталось в нашей семье от родного человека. Используя современные технологии, мы увеличили снимок, сделали портрет.
Раньше, в детстве, дед Лёша казался мне очень серьёзным и даже строгим. Сейчас, с высоты прожитых лет, можно сказать, что это был красивый, статный, степенной мужчина, судя по всему, достаточно высокий и удалой.
Мой отец всегда достаточно много рассказывает про деда, хотя сам он тоже его не знал, потому что родился, когда тот уже был на фронте. Дед же, получив из дома весточку, что у него снова родился сын – четвёртый в семье, в своём письме к жене Ульяне Даниловне просил назвать мальчика его именем. Судя по всему, чувствовал, что вскоре его не станет… Так мой отец стал Алексеем Алексеевичем.
Интересно, что все четверо сыновей (трое уже нет на этом свете) и внешне, и по характеру похожи на деда Алексея. А тот, по воспоминаниям односельчан и родных, был добрым, простым и скромным человеком, доброжелательным к людям, трудолюбивым и старательным хозяином. А ещё – очень мастеровитым: если у знакомых вещь какую-то интересную или приспособление увидит, то обязательно такую же смастерит. Причём, сам, без всяких шаблонов и образцов.
Вместе с братом Степаном они построили рядом – стена к стене – дома. Точнее, Степан приводил в порядок старый родительский дом, а Алексей, женившись, достраивал к нему собственное жильё. Хоть и небольшое по нынешним меркам, но зато своё. Семья имела хозяйство, подрастали сыновья, а тут – война…
Погиб дедушка совсем молодым – ему было только 45 лет. Воевал он, согласно данным книги «Память», в 313-й стрелковой дивизии 132-го стрелкового корпуса. Датой его смерти считается 21 марта 1945 года. Похоронен в предместье города Гдыня в Польше.
Там же находится могила и жителя деревни Мижево Байздера Алексея Ильича. Через несколько дней после гибели деда от ран умер и его друг и шурин Радикевич Павел Прокопьевич, что служил в той же дивизии пулемётчиком. На фронт в 1944 году они уходили вместе.
Память сердца
Согласно документальным энциклопедическим сведениям, 313-я стрелковая Петрозаводская дважды Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова дивизия в 1945 году входила в состав 2-го Белорусского фронта. С участием дивизии под командованием полковника В. А. Асафьева 28 марта 1945 года был освобождён польский город Гдыня. В кровопролитных боях за него погибла значительная часть личного состава дивизии, а сам город почти полностью был разрушен.
В Гдыне, в городском районе Редлово, находится военный мемориал – кладбище защитников побережья. На нём покоятся воины Красной Армии, погибшие в боях при освобождении города в марте 1945 года, а также воины Войска Польского, павшие при обороне побережья в сентябре 1939 года и в боях 1945 года, расстрелянные нацистами в ходе массовых убийств.
Одно из самых крупных воинских захоронений на территории Польши находится и в Гданьске. Здесь похоронены советские военнослужащие, гражданские лица и военнопленные, погибшие и умершие от ран во время Второй мировой войны, в ожесточённых боях при освобождении польских городов Гданьск, Сопот, Гдыня и их окрестностей.
К сожалению, никто из родных никогда не был на могиле деда. А так хочется положить цветы на место, где он похоронен, и душой, не в голос, поговорить с дедом Алексеем, сыном Григория Бейдука…
Наталья ШЕВЧИК
Фото из семейного архива
На снимке: дед Алексей (справа) со своим другом Павлом Радикевичем.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад