Накануне профессионального праздника работников торговли начальник управления торговли и услуг облисполкома Ольга Короткая рассказала, как сегодня развивается рынок розничной торговли, какое место он занимает в общей структуре экономики области.
– Розничная торговля стабильно занимает третье место среди отраслей экономики по вкладу в валовой региональный продукт области после промышленности и строительства. Доля торговли в ВРП достигает 7,6 процента, численность занятых в областном ритейле – 12,4 процента экономически активного населения области. Розничный товарооборот в первом полугодии 2019 года составил 2,4 миллиарда рублей или 104,2 процента в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Это говорит о том, что рынок розничной торговли нашего региона развивается и не теряет свои позиции.
Думаю, объекты розничной торговли сейчас лидируют в рейтинге площадок, где люди проводят достаточно много времени. Магазины давно стали своеобразной частью социально-культурной жизни. Здесь мы не только приобретаем товары, но и планируем встречи с родными и друзьями, проводим выходные с детьми.
– Рынок розничной торговли не только наращивает темпы, но и в условиях постоянной конкуренции меняется качественно. Как вы считаете, что этому способствовало?
– В первую очередь это связано с ростом реальных доходов населения. Также сохраняются высокие темпы потребительского кредитования. Нельзя не отметить и стабильные темпы роста промышленного производства. На мой взгляд, на его развитие оказывают влияние и меняющиеся потребительские предпочтения. Сегодня покупатель знает, что ему нужно, из чего он может выбрать, в каком ценовом диапазоне и какого качества. Задача торговли – предоставить ему возможность сделать выбор.
– Какие еще факторы повлияли на положительную динамику развития потребительского рынка?
– Во-первых, объекты розничной торговли Гродненщины постоянно меняют форматы, к примеру, появились кофейни, фуд-зоны и фуд-корты. Серьезное внимание уделяется развитию кулинарных отделов. У покупателя появляется выбор: приобрести не только ингредиенты, но и готовую продукцию, произведенную прямо в магазине. Во-вторых, покупатель может выбирать между магазинами-дискаунтерами, магазинами у дома, гипермаркетами. В-третьих, меняются в целом привычки населения, покупатель все больше задумывается над тем, на что он тратит деньги, ввиду чего и меняется структура расходов. Таким образом, розничный товарооборот растет за счет насыщения рынка востребованными товарами.
На сегодняшний день в области работает свыше 11,5 тысячи торговых объектов суммарной площадью более 665 тысяч квадратных метров, что больше чем в аналогичный период прошлого года. Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 человек по области составляет 633 квадратных метра. Всего в областном ритейле работает свыше 14 тысяч субъектов хозяйствования.
– Какое место занимает электронный ритейл?
– Сегодня в области порядка 820 интернет-магазинов, большинство из них – более 70 процентов – принадлежат индивидуальным предпринимателям. В общем объеме розничного товарооборота за прошлый год – это 0,3 процента. Причем все чаще потребитель останавливает свой выбор на отечественных интернет-магазинах, что позволяет рассчитывать на большую защиту своих прав. Появилась конкуренция на площадке электронной коммерции. При этом развитие логистики товаропотоков – это то, на что в первую очередь следует обратить внимание отечественным интернет-сервисам в сфере торговли. Ведь специфика информационного ритейла – это независимость от географического расположения и удаленности, что и дает конкурентные преимущества. Сегодня определяющим фактором является не местоположение, а цена, ассортимент и время доставки.
– За последние несколько лет резко выросло число объектов общепита. Чем это обусловлено?
– Сеть общественного питания пополнилась достойными ресторанами, кафе, барами, где посетителю предлагают блюда более двадцати различных национальных кухонь, а также широкий спектр услуг для отдыха и развлечений. За первое полугодие текущего года открыт 51 объект общественного питания, всего же в области их более 1,3 тысячи на 83,7 тысячи мест. Товарооборот общественного питания в прошлом году составил 0,2 миллиарда рублей, или 112,3 процента в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года.
– В чем особенности рынка розничной торговли области?
– Жители и гости региона с удовольствием совершают покупки в магазинах области. Например, товарооборот на одного жителя области в текущем году составил 2,27 тысячи рублей и остается и одним из самых высоких в республике. Львиная доля продукции, реализуемой в торговой сети, белорусского производства.
Определенным стимулом для развития торговли и сети общественного питания стало введение безвизового режима. И практически каждый субъект отреагировал на это. К примеру, за два последних года в Гродно число кофеен выросло почти вдвое – теперь их 26. Удобно расположены магазины, досуговые центры, кафе и рестораны. Все это – результат огромной работы профессионалов, всех, кто задействован в сфере торговли и общественного питания.
Пользуясь случаем, хочу поздравить работников торговли, ветеранов отрасли с профессиональным праздником и пожелать крепкого здоровья, благодарных покупателей, процветания и новых профессиональных достижений.
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад