Заря над Неманом Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио
АктуальноОбществоВ мире

Невкусный батончик. История шоколада, кормившего целую армию

Невкусный батончик. История шоколада, кормившего целую армию02 сентября 2021 — 13:01

Если судьба занесет вас в Центр военной истории армии США, что находится в Вашингтоне, округ Колумбия, США, то, возможно, экскурсовод подведет вас к витрине, в которой за стеклом хранится обычная плитка шоколада из шести светло-коричневых кубиков. Возможно, что тот же экскурсовод с гордостью расскажет о том, что это уникальный шоколад, гордость американской нации. Ведь объемы его промышленного производства к концу 1945 года составляли около 24 миллионов шоколадок в неделю. Позже подсчитали, что всего между 1940 и 1945 годами было произведено более трех миллиардов единиц этой сладкой и полезной продукции.  Ели ее солдаты армии США, сражавшиеся в Европе и на Тихом океане, она побывала в Антарктиде и на Луне. Речь пойдет о знаменитом полевом рационе Д (Field Ration D) производства компании «Херши» (Hershey Company).

Но давайте по порядку. К концу 30-х годов 20-го века бренд «Херши» стал хорошо известен благодаря знаменитым молочно-карамельным шоколадным батончикам (Hershey's Milk Chocolate Bars), навсегда ставшим любимым лакомством миллионов американцев. Их изобретателем и основателем компании был Милтон Херши, предки которого в 18-м веке перебрались в Америку из Германии и Швейцарии. Милтон отличался необычным подходом к бизнес-процессу в условиях жесткого капитализма. Вокруг своей фабрики в родном городке Дерри Черч (позже переименованном в город Херши) он построил настоящий мегаполис, где было предусмотрено все необходимое для комфортной жизни рабочих ‒ банк, гостиница, церкви, парки, магазины, прачечные, площадки для гольфа и даже зоопарк. Для повышения морального духа сотрудников Милтон организовал даже парк отдыха для них и всех жителей города, который впоследствии превратился в Хершипарк (Hersheypark). И это все в период Великой депрессии!
 

Портрет Милтона Херши, основателя Hershey Chocolate, 1923 г./@Bettmann /Getty Images
Шоколадная фабрика Hershey's в Херши, штат Пенсильвания/@Джо Сохм/Getty Images
 
 Компания Hershey еще с Первой мировой войны поддерживала хорошие связи с американскими военными ведомствами. И вот в 1937 году главный хозяйственник американской армии Пол Логан обратился к тогдашнему президенту компании Уильяму Мэрри с просьбой разработать специальный батончик для солдатских пайков. Американские военные уже тогда предвидели серьезную затяжную войну на разных театрах боевых действий, куда проблематично доставлять большое количество продовольствия и где солдатам понадобятся индивидуальные пайки, позволяющие продержаться до подхода основных тыловых служб.
 

Требования к новому продукту были необычны: вес – не более четырех унций (чуть больше 113 граммов), способность выдерживать большие температуры, наличие высоких питательных свойств, а по вкусу, как говорил капитан Логан, быть «чуть лучше, чем вареная картошка». Последнее пожелание было связано со стремлением уберечь солдат от соблазна съесть шоколадку сразу по получению пайка. Полевой рацион Д предназначался для еды только в минуту острого голода, когда все остальное продовольствие закончилось!

После ряда удачных экспериментов специалистам фабрики Hershey удалось создать шоколад, который удовлетворял всем вышеперечисленным требованиям ‒ выдерживал температуру до 50 градусов по Цельсию и содержал около 600 калорий. В народе его тут же стали называть «батончиком Логана».
 

Американские солдаты Первой мировой войны пробуют шоколад Hershey/@Джордж Ринхарт /Getty Images
 
Формула нового батончика была разработана главным химиком компании Сэмом Хинклем. В нее вошли: шоколадный раствор, сахар, сухое обезжиренное молоко, масло какао, овсяная мука, ванилин. Количество сахара было минимально, а шоколадного раствора, наоборот, увеличено, что придавало продукту не самый привлекательный горький вкус по сравнению с привычным шоколадом. В результате получилась густая паста, которую нужно было прессовать, а не заливать в формы. В инструкции, прилагаемой к солдатскому шоколаду, рекомендовалось есть его медленно, в течение примерно получаса, – настолько плотным он оказался.  


Первые батончики Field Ration D прошли полевые испытания на Филиппинах, на Гавайях, в Панаме, на границе с Техасом, а также на различных армейских базах по всей территории Соединенных Штатов. Они даже попали в Антарктиду во время экспедиции адмирала Берда в 1939 году. Результаты испытаний признали удовлетворительными, и полевой рацион D был одобрен для использования в военное время. Сначала армейские заказы были не очень большими, но перед Второй мировой войной производство пайкового шоколада поставили на поток. В 1939 году Hershey выпускала уже 100 тысяч упаковок Ration D в день.
 

Шоколадный батончик Army Field Ration D/Центр военной истории армии США / Wikimedia Commons
 
Скажем прямо, американские солдаты не стали фанатами этого не очень вкусного боевого рациона. Рядовые армии и флота в шутку прозвали батончики «секретным оружием Гитлера» из-за их пагубного воздействия на пищеварительную систему. Проще говоря, бойцов от шоколада пучило, он вызывал жуткие запоры. Хитрые американские пехотинцы даже приноровились обменивать этот «десерт» на более вкусную еду у ничего не подозревавших гражданских жителей освобождаемой от нацистов Европы.


Тем не менее в знак признания выдающихся заслуг во время военных действий Hershey Chocolate Corporation 22 августа 1942 года была удостоена особой награды за производство продукции для армии и флота. Корпорация получила право на развевающееся боевое знамя над производственным зданием и на ношение специального значка каждым сотрудником корпорации. На церемонии награждения генерал-майор армии США Грегори заявил: «Мужчины и женщины из Hershey Chocolate Corporation имеют все основания гордиться своей гигантской работой по поддержке наших солдат на фронтах боевых действий». К концу войны в 1945 году компания удостоилась в общей сложности пяти наград от армии и флота.
 

Тропический шоколад Hershey's/Hershey Chocolate Corporation / Национальный музей американской истории
 
В 1943 году компания получила новый заказ от вооруженных сил на шоколад для бойцов тихоокеанского театра военных действий. Новому продукту требовалось выдерживать высокие тропические температуры и иметь лучший вкус, чем его предшественник. Были выпущены плитки весом до унций (чуть более 56 граммов), сохранявшие форму при 120 градусах по Фаренгейту (48,89°C). Тропический батончик состоял из тех же ингредиентов, что и Field Ration D, но еще включал в себя витамин B-1. Он помогал бороться с болезнью «бери-бери» ‒ авитаминозом, распространенным в тропических широтах. К концу Второй мировой войны для Вооруженных сил Соединенных Штатов было произведено почти 38 миллионов таких батончиков.


Пиком карьеры тропического полевого шоколада Hershey стало включение его в июле 1971 года в рацион астронавтов корабля «Аполлон-15», отправившихся на Луну.

 
Лунный автомобиль LRV с корабля «Аполлон-15»/@Andy Saunders/NASA
 


| Александр КАРАБЛИКОВ, БЕЛТА+


Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».


Назад
Идет подписка Что? Где? Когда? Районное радио