Городской житель сегодня, можно сказать, избалован многообразием торговых точек. А вот сельскому - приходится довольствоваться тем скромным выбором, который зачастую представлен единственным магазином. Хотя в последнее время индивидуальные предприниматели активно занимают пустующую нишу.
Существует показатель обеспеченности торговыми площадями на тысячу человек, который относится к числу важнейших социальных стандартов, характеризующих деятельность торговли. В 2015 году данный показатель по Республике Беларусь составлял примерно 600 м кв. на тысячу человек. Конечно, на селе достичь его практически невозможно. И это объясняется очень просто – сокращается численность населения в деревнях. Но что делать жителям, которые остались там жить и трудиться?
Поэтому оказанием дополнительных услуг населению занимаются организации, для которых продажа товаров является непрофильной деятельностью. Большой объём продаж приходится на отделения почтовой связи.
- Мы стали оказывать торговые услуги населению с 1996 года, когда произошло отделение РУПС от Белтелеком. Честно говоря, первоначально это было необходимо для обеспечения доходности наших услуг. Но с течением времени наши отделения стали пользоваться популярностью у сельского населения и мы перешли на выполнение их запросов и пожеланий. А сегодня почтальоны стали частью жизни многих пожилых людей, так как доставляют не только газеты, письма и журналы, но и привозят им те товары, в которых есть нужда, - говорит начальник Мостовского участка ОЦПС г. Гродно А. М. Кулик.
Торговля ведётся во всех отделениях почтовой связи. А их на сегодня 20 стационарных и 3 передвижных. Последние, кстати, обслуживают 28 населённых пунктов. Пользуются спросом у населения в основном промышленные товары, такие как стиральные порошки, моющие и чистящие средства, шампуни, мыло. К праздникам раскупают сувенирную продукцию. Торгуют также и продуктами питания, но с одним условием – всё должно быть в герметичной заводской упаковке.
- Перед рождественскими и новогодними праздниками было много заказов на кондитерские подарки для детей. Всё, что мы привезли, было раскуплено, и даже приходилось дополнять в отдельных отделениях, -- добавляет Антонина Мечиславовна.
Обеспечивают товарами почтальоны круглый год. Они принимают заказы от населения, и они же контролируют их выполнение.
Ещё одна организация, которая оказывает торговые услуги населению – УП «Гроднооблсоюзпечать». В её киосках можно найти множество необходимых в повседневной жизни вещей: канцелярские товары для школы, офисные принадлежности, сувенирную продукцию и подарки, материалы для творчества и многое другое. В суете каждого дня люди часто забывают о мелких товарах, в таких случаях на помощь приходят работники союзпечати. У них вы найдёте многое – от нитки с иголкой до клея, ручки или губки. Это так называемый принцип «шаговой доступности».
Следует отметить, что эта организация идёт в ногу со временем. У неё разрабатывается интернет-магазин, где представлены различные товары и можно оформить на них заказ. Согласитесь, очень удобно, особенно если выбирать сувениры.
- Торговля в киосках союзпечати ведётся давно. Мы стремимся соответствовать пожеланиям жителей города в вопросах ассортимента представленных товаров. Кроме того, с целью улучшения условий для покупателей совершенствуем торговые площадки. Недавно в Мостах появился павильон, где каждый может самостоятельно выбрать понравившуюся вещь. Когда человек просматривает периодические издания, предметы, игрушки, может их потрогать, оценить, то у него формируется более осознанный выбор. Наше руководство постоянно обновляет список поставщиков и ассортимент, чтобы удовлетворить все запросы, - говорит товаровед Щучинского МРО «Гроднооблсоюзпечать» Л.Ф. Шаговик. - Следует отметить, что 80% продаваемых товаров приходится на отечественных производителей. Особой популярностью пользуются белорусские куклы, игрушки и конструкторы «Полесье». Перед праздниками их разобрали покупатели, так как отмечают высокое качество и приемлемые цены, которые, кстати, ниже, чем у заграничных аналогов. Высокий спрос на одеяла и постельное бельё. Однако основной товар – это периодические издания -- как районная газета, так и областные и республиканские средства массовой информации. У нас низкий процент их списания.
Что ж, очень хорошо, когда у человека есть выбор где, когда и как совершать покупки. К тому же, расширяя специфику своей деятельности, данные организации приближают выполнение социальных стандартов для населения.
И. БОЧКО
Фото автора
Перепечатка материалов допускается с письменного разрешения «учреждение «Редакция газеты «Зара над Нёманам».
Назад